ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Сайт современной литературы

Электронный журнал (редактор Михаил Наумович Ромм)

  Дата обновления:
04.11.2010
 
Поиск

 

Главная страница
О проекте
Авторы на сайте
Книжная полка
Гуманитарный фонд
Воспоминания о ГФ
Одно стихотворение
Пишите нам
Архив

Проекты:

«Литературное имя»

«Новые Ворота»

Публикации:

Поэзия

Проза

Критика

 
 

банерная сеть «Гуманитарного фода»

 
 

Rambler's Top100

 
 

Дружественные ресурсы:

 
 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ    ВЛАСОВЕЦ   ИЛИ   СОВЕТСКИЙ   ПИСАТЕЛЬ?

Радения, устроенные вокруг А. И, Солженицына редакционными коллегиями "Нашего современника" и "Молодой гвардии", проводящими многолетнюю "итальянскую" забас­товку   в   области   производства
культурных ценностей и гневно обличающими появившихся в последнее время штрейкбрехеров {кажется, только Александр Исаевич и сохраняет достоинство, не благодаря  усердных  за  заочную реабилитацию), побудили нас опубликовать некоторые материалы, относящиеся к периоду "всеобщего осуждения" и "бурного негодования", захлестнувших страницы правительственной печати в 1969,1973, 1974 годах.

А.Миронов Тюремные телогрейки Иллюстрация к статье о А.И.Солженицыне

Летом 1970 года французская организация "Искусство и прогресс" проявила инициативу в выдвижении А. И. Солженицына за Нобелевскую премию по литературе на 1970 год: произведения Солженицына отражают "наиболее человечное в человеке, стремление к гуманности, правде и справедливости" и обнажают "душевное состояние народа". Ста советским писателям были направлены письма, где высказывалось мнение Запада о Солженицыне и содержалась просьба "поделиться своими соображениями по поводу инициативы выдвижения кандидатуры Солженицына на соискание Нобелевской премии".
В июле пришел ответ С. Михалкова: "Лично я считаю эту инициативу ни чем иным, как очередной политической провокацией, направленной против советской литературы и ничего общего не имеющей с подлинной заботой о развитии литературы".

"...в секретариате Союза писателей СССР сообщили: ...Приходится сожалеть, что Нобелевский комитет позволил вовлечь себя в недостойную игру, затеянную отнюдь не в интересах развития духовных ценностей и традиций литературы, а продиктованную спекулятивными политическими соображениями. (Газета "Известия", 9 октября 1970 года)

Послание заключенных мордовских политических лагерей А. И.Солженицыну: "Александр Исаевич! Примите наши искренние поздравления по поводу присуждения Вам Нобелевской премии. К сожалению, колючая проволока и автоматы в руках оболваненных парней лишают нас возможности выразить Вам лично всю глубину нашего восхищения Вашим мужественным творчеством, возвеличивающим человечность, поднимающим к свету втоптанную в грязь человеческую душу и попранное кованым сапогом человеческое достоинство. Уверены, что пока существуют писатели, подобные Вам. "удар зубодробительный, удар скуловорот" не станет единственной формой общения между людьми". Письмо, датированное октябрем 1970 года, подписали 12 человек.

"...мы избирательно, то с благодарностью принимаем Нобелевские премии по литературе, то бранимся. А что, если в следующий раз премию присудят т. Кочетову? Ведь нужно будет взять?! Почему через день после присуждения премии Солженицыну в наших газетах появляется- странное сообщение о беседах корреспондента "Икс" с представителем секретариата СП "Икс" о том, что вся общественность страны (т. е., очевидно и все ученые, и все музыканты и т. д.) активно поддерживала его исключение из Союза писателей?"
(Из открытого письма М. Ростраповича, 1970 год)


"Отпор литературному власовцу"
"Литературная газета", 23.01.74 Петрусь Бровка - "ЛИШЬ БЫ ОЧЕРНИТЬ...":
"Наши люди прямо" говорят; Солженицын — предатель. И продается он не за тридцать сребрников, а за более внушительные суммы"

Олесь Гончар - "КОЩУНСТВО":
"Перед ним открывалась возможность достойно трудиться в советской литературе. Однако он пренебрег этой возможностью и этой честью, пренебрег долгом гражданина великой страны и предпочел позорный союз с отъявленными мракобесами, врагами коммунизма, принял роль поставщика злобной клеветы на свою Родину".

С. Михалков - "САМОРАЗОБЛАЧЕНИЕ КЛЕВЕТНИКА":
"До чего же глупо, господа! Ни Солженицыны, ни другие троянские лошади вам не помогут..."

Григов Абашидзе - "КРАЙНЯЯ СТЕПЕНЬ ПАДЕНИЯ": "Солженицын давно вступил на путь предательства..."

Олег Смирнов - "ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЛЕПЕЦ": "Да писатель ли он вообщe, этот субъект, про которого мы, советские люди, называющие друг друга прекрасным словом "товарищ", говорим теперь не только коротко и ясно, но и политически абсолютно недвусмысленно: "г-н Солженицын'?"

М. Царев, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда: "Продажную душу свою он давно уже разменял на расхожие" сребрики" предательства и тем самым поставил сам себя вне народа, вне Родины".

Давид Кугультинов, народный поэт Калмыкии: "Герострат был, Солженицын — есть. Но Герострату не платили за поджог храма. Солженицын берет".
"Презрение и гнев" Газета "Правда", 24.01.74

Алексей Маресьев, Герой Советского Союза —"ЖАЛКИЙ УДЕЛ ОТЩЕПЕНЦА": "Солженицын полностью разоблачил себя как предатель Родины, как сознательный и злобный враг советского общественного строя".

Георгий Товстоногов, народный артист СССР - "НА РУКУ ВРАГАМ МИРА": "Пропагандистская сенсационная шумиха, поднятая на Западе вокруг антисоветской книги Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", призвана помешать благотворным переменам в мире".

"Предателю нет места на советской земле".
Газета "Правда", 17.02.74 Борис Полевой:
" Своими активными антикоммунистическими выступлениями последнего времени, направленными против дела мира и мирного сосуществования народов, господин Солженицын сам исключил себя из дружной семьи советских людей".

Из письма Г. Владимова в Президиум Всесоюзного съезда писателей.

Я осмеливаюсь напомнить съезду, что не рапорты о наших блистательных творческих успехах, не выслушивание приветствий иностранных гостей, не единение с народами Африки и борющегося Вьетнама составляют главную задачу писательских съездов, но прежде всего - единение со своим народом, прежде всего разрешение собственных наболевших проблем... Не в обиду будет сказано съезду, но, вероятно, девять десятых его делегатов едва ли вынесут свои имена на порог нашего века. Александр Солженицын — гордость русской литературы - донесет свое имя много подалее. И если ему сейчас физически трудно выполнить свою задачу по причинам, достаточно вам известным то не дело ли "съезда, не честь ли для него — защитить и оберечь этого писателя от всех превратностей его индивидуальной судьбы? Запрещение к печати и постановке, обыск и конфискация архива,... вдобавок еще гнусная клевета на бывшего офицера, провоевавшего всю войну,
— читать об этом больно и мучительно стыдно...Не хватило духу объявить писателя "врагом народа"
— в конце концов, это был бы честный бандитский прием, к которому нам не привыкать! Нет, воспользовались приемом сявок, недостойных находиться в приличном доме — подпустили слух исподтишка, дабы скомпрометировать писателя в глазах его читателей, хоть как-то объяснить его вынужденное молчание. Такого парадокса еще не ведала история демагогии -официальные общественные организации, пускающие анонимку на честного человека! Ведь даже Чаадаев был объявлен сумасшедшим "высочайше", то бишь открыто. И вот я хочу спросить полномочный съезд — нация ли мы подонков, шептунов и стукачей, или же мы — великий народ, подаривший миру бесподобную плеяду гениев? Солженицын свою задачу выполнит, я верю в это столь же твердо, как он сам верит, но мы — то здесь причем? Мы пробили его произведения в печать? Мы отвели от его лица липкую, зловонную руку клеветы? Мы хоть ответили ему вразумительно из редакций и правлений, когда он искал ответ? Мы в это время выслушивали приветствия г-на Дюрренматта и г-жи Хеллман. Что ж, это тоже дело, как и единение с борющимся Вьетнамом и страдающей Грецией. Но пройдут годы, и нас спросят: что вы сделали для самих себя, для своих ближних, которым так трудно было жить и работать.

Г. Владимов Москва, 26 мая 1967 года.


12 декабря 1974 года, Стокгольм. Первая пресс-конференция А. И. Солженицына, изгнанного из СССР в феврале 1974 года. Отрывки. По магнитофонной записи.

Вопрос: Судя по высказываниям в ваших произведениях, вы придерживаетесь социалистического мировоззрения?
Ответ: Это ошибка. Если внимательно проанализировать, что , написано в моих книгах — нигде там социалистического мировоззрения автора нет. Это особенность автора, который  печатается хотя бы в самиздате у нас в Союзе. Разумеется, я должен был выражаться осторожно и прямо от автора, по возможности, говорить меньше, но западная критика и пресса, когда появились там мои книги, жадно хотела, чтобы я был с социализмом, для спасения социалистической идеи.
Вопрос: Марксистские и антимарксистские инакомыслящие в СССР, - не влияет ли их отрицательно на борьбу за свободу в СССР?
Ответ: В Советском Союзе сейчас такая ситуация, что просто одним отрицанием, вот то, что теперь плохо, этим мы уже не можем двигаться вперед. Значит, пришло время как раз размышлять о том, что же хорошо и что надо для нашей страны. И, поэтому, эти споры плодотворны и нужны. А дело в том, что марксистские инакомыслящие, как я уже говорил, это очень условное выражение, у них, собственно, почти нельзя понять, что же надо делать. В основном надо одобрять все то, что есть и, по возможности, как пишет Рой Медведев, увеличивать права местных органов, добиваться большей демократизации, но непонятно — этот режим основан на лжи или не основан, можно жить с ложью постоянно или нет? Это они обходят, как будто бы можно жить с этой ложью и можно ее подлечить.
Вопрос: Какими путями может быть изменена общественная ситуация в Советском Союзе?
Ответ: Я считаю наиболее перспективной моральную революцию, нравственную революцию, о которой я говорил. Я считаю, что вообще эпоха физических, насильственных революций должна бы кончиться во всем мире, потому что физические революции никогда никаких проблем не решали. Они только запутывали и ухудшали си­туацию.
Вопрос: Рассчитываете ли вы, что будете здесь жить постоянно?
Ответ: Нет не рассчитываю. Я живу в постоянном ощущении того, что я и хочу, и должен, и вернусь в Россию. Мы испытываем здесь постоянно тоскливое ощущение, что мы не на месте и что над нами совершено насилие. И даже маленькие мои сыновья ранним сознанием уже начинают это понимать. Э.. шведский журналист задал письменно вопрос такой, то здесь был министр юстиции Теребилов, он сказал, что если Солженицын, да, если он пошлет заявление, так он может в любую ... — нет препятствий к его возвращению в СССР. Вот такие заявления советских представителей часто ошеломляют и задают загадки здесь, на Западе. Например, в свое время Фурцева в Нью-Йорке сказала так — почему не печатаете Солженицына? — спросили, — "А вот мы ждем, когда он напишет хорошую книгу, я сама вам с удовольствием всем подарю!" Очень просто, я уже говорил, если б хотело советское правительство чтобы я вернулся, то — писатель — это его книги. Надо начинать печатать мои книги, вот я и вернусь.
Материал подготовлен Ю. Гончаровым Репутация Александра Исаевича безупречна. Даже перебежчик Олег Туманов, обвинивший в страшных грехах всю "третью волну" нашей эмиграции (а заодно и А. Стреляного — внутреннего, надо полагать, эмигранта), не смог, как ни старался, сказать ничего плохого о Солженицыне.

1 Советский патриот.

— 1989 — 24 мая. Недавно опубликованы результаты социологического .исследования, в ходе которого людям подготовленным, предлагалось назвать "возвращаемых" писателей, произведения которых они хотели бы прочитать (или перечитать). Первым в списке оказался Солженицын. Его назвали 84% опрошенных. Сейчас они получают долгожданную возможность читать любимого писателя в советских изданиях. Конечно, все рады. Но интересно посмотреть, что этому предшествовало.
В августе 1988 г. Елена Чуковская со страниц "Книжного обозрения" потребовала возвращения А. И. Солженицыну советского гражданства. Осенью украинская многотиражка опубликовала "Жить не по лжи" (говорят, доже редактора не сняли). В начале 1989 г. эта статья напечатана в Прибалтике и на страницах бюллетеня "Век XX и мир". И тогда началась "борьба за знамя”. Одна из пиковых точек этой борьбы — появление статьи В. Бондаренко "Стержневая словесность". Критик, нисколько не смущаясь, выстраивает ряд А. Солженицын — В. Распутин — В. Белов — Ю. Бондарев, противопоставляет "Архипелаг ГУЛАГ" "новой лагерной прозе" {это "Крутой маршрут", "Жизнь и судьба" - "новая" проза?), доводит до абсурда своими комментариями высказывания писателя. После столь виртуозной ретушерской работы озадаченный читатель видит (если исключить лагерные реалии) пасхальный образ писателя-правдолюбца, борца за русское национальное достоинство, в общем, типовой потрет литературного начальника, списанный с известного главного редактора журнала "Молодая гвардия" Анат. Иванова. Бондаренко, родной, да о ком же Вы так?
Еще была неумелая попытка, противопоставить (кстати, чужими руками престарелой княгини 3. Шаховской) "славянофила" А. Солженицына "западнику" А. Сахарову, В пользу первого, разумеется. Но ищите знамена в Сибири, господа сермяжники: не Александр ли Исаевич Андрея Дмитриевича кандидатом на Нобелевскую премию представил?

 

 

 
На главную В начало текущей В начало раздела Следующая Предыдущая
 

 © Михаил Наумович Ромм  Разработка сайта