ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Сайт современной литературы

Электронный журнал (редактор Михаил Наумович Ромм)

  Дата обновления:
10.04.2010
 
Поиск

 

Главная страница
О проекте
Авторы на сайте
Книжная полка
Гуманитарный фонд
Воспоминания о ГФ
Одно стихотворение
Пишите нам
Архив

Проекты:

«Литературное имя»

«Новые Ворота»

Публикации:

Поэзия

Проза

Критика

 
 

Вход в личный кабинет

 
 


Rambler's Top100

 
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001297006644 (Друзья ГУФО)
Для сканирования материалов газеты и повышения функциональности нашего сайта нам требуются деньги. Мы будем благодарны всем, кто захочет поддержать нас.
 

ЗАЩИТИТ ЛИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НОВЫЙ ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ?

Около четверти века тому назад в одном из Ленинградских народных, судов состоялся весьма примечательный и типичный дня того времени диалог. Народный судья с упорством, достойным лучшего применения, пытался установить место работы подсудимого, который обвинялся в тунеядстве. Подсудимый - интеллигентного вида молодой человек, предпринимал мучительные попытки объяснить, что он пишет стихи, формально не числится ни но одному ведомству, а следовательно, не может представить суду требуемую от него справку с места работы. Суд был непреклонен. в результате поэт, будущий Нобелевский лауреат Иосиф Бродский был направлен в места не столь отдаленные, а впоследствии вынужден был покинуть СССР и выехать в страну, где граждан, занимающихся творчеством, почему-то не считают лицами, ведущими паразитический образ жизни.

Приговор был вынесен на основе статьи 209 Уголовного кодекса РСФСР, предусматривающей ответственность за ведение паразитического образа жизни. Статься действует и по сей день Поскольку Уголовный кодекс РСФСР был принят в I960 году, закрепленная в нем принципиальная возможность привлечения к уголовной ответственности формально не работающих граждан следует рассматривать как правовой механизм реализации статьи 12 Конституции СССР 1936 года, провозгласившей труд обязанностью граждан. Не удивительно, что статья 209 Уголовного кодекса РСФСР "с претерпела изменений и в последующие годы, поскольку и ныне действующая Конституция СССР 1977 года также рассматривает труд не только в качестве права, ко и обязанности граждан. Подобное конституционное закрепление права на труд и его формальная интерпретация в правоприменительной практике по существу открывает широкий простор для преследования различных категорий граждан, не состоящих в трудовых правоотношениях с государственными или общественными организациями, не имеющих патент или удостоверение на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. В этих условиях возникает естественный вопрос о том. может ли и сегодня работник творческой профессии оказаться в ситуации, описанной в начале статьи.
Несколько обнадеживающими в этом отношении представляются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик "О занятости населения", принятые 15 января 1991 года.

Цивилизованными и направленными на защиту статуса граждан творческих профессий выглядят содержащиеся в новом законе основные принципы государственной политики в области занятости населения. Среди них хочется выделить такие, как добровольность труда, обеспечение свободного выбора занятости, содействие творческому труду, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность советских граждан за рубежом. Предусмотрено создание центров занятости со специальными подразделениями по трудоустройству работников творческих профессий.
Принципиальное значение для защиты творческих работников от необоснованных преследований и обвинений в тунеядстве имеет статья I закона, раскрывающая само понятие трудовой занятости граждан. В ней, в частности, говорится, что занятость - это не противоречащая действующему законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им заработок /трудовой доход/. За гражданами закрепляется исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы.

Вместе с тем эффективность практической реализации рассмотренных и других правовых новелл, а следовательно и действенность социальной защиты творческих работников, вызывает серьезные сомнения, основанные на имеющихся в законе явных противоречиях, недоработках и упущениях.

Так, признавая добровольность труда в качестве принципа государственной политики в области занятости населения, ни закон, ни постановление Верховного Совета СССР о введении его в действие ничего не говорят об изменении статьи 60 Конституции СССР, рассматривающей труд как основную обязанность граждан, невыполнение которой несовместимо с принципами социалистического общежития и влечет по статье 209 Уголовного кодекса РСФСР уголовную ответственность. Реальность наступления подобных последствий для творческих работников, не имеющих юридически закрепленного статуса трудящегося, становится очевидной, если учесть, что Конституция СССР обладает высшей юридической силой, а у работников правоохранительных органов сложился определенный стереотип применения норм уголовного законодательства. Остается лишь надеяться, что эти противоречия будут учтены Правительством СССР, которому поручено внести в первом полугодии 1991 года предложения о приведении законодательных актов СССР в соответствие с принятыми Основами законодательства о занятости населения.

Вышеуказанное опасение еще более усиливает анализ пункта 2 статьи 1 закона, в которой перечисляются категории граждан, занятых трудом. К ним закон относит граждан, работающих но найму, а также предпринимателей, индивидуалов, кооператоров, фермеров, называемых лицами, "самостоятельно обеспечивающими себя работой". Вероятно, решение вопроса о том, относятся пи к указанной группе занятых граждан и лица творческих профессий, не имеющие юридического статуса работающего, закон о занятости граждан вновь предпочел отнести к компетенции правоохранительных органов, оставить на их усмотрение.
Но, может быть, творческие работники, не попадающие в категорию занятых граждан, относятся к числу безработных, а значит имеющих право на получение пособия? К сожалению, на этот вопрос однозначного ответа в законе о занятости населения мы также не находим. В статье 2 закона говорится, что безработными признаются граждане, которые по Не зависящим от них причинам не имеют работы и заработка / т.е. не относятся, в соответствии с пунктом 2 статьи 1. к числу занятых - Л.С./.

Таким образом, наряду с закреплением позитивных перспектив социальной защиты различных категорий лиц творческих профессии, принятые Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о занятости населения ставят и много актуальных вопросов, решение которых, остается надеяться, будет найдено в процессе создания правового механизма по приме-пению нового закона, что предусмотрено постановлением Верховного Совета СССР "О введении его в действие".
кандидат юридических наук Л.К. Суворов

 
На главную В начало текущей В начало раздела Следующая  
 

Дружественные ресурсы:


Из-во "Эра"

WWW.Liter.net
Скульптор Марат Бабин

 

 © Михаил Наумович Ромм  Разработка сайта