Письма# 25 (72) 30 июня 2001 г.
САМ ГЕГЕЛЬ ПИШЕТ ВОТ ЧТО...
Уважаемая редакция!
Поскольку Николай Сергеевич Славянский затеял со мной переписку через
вашу газету, возьмите, пожалуйста, на себя труд публично сообщить
ему следующее.
В своей полемике с ним я, помня о нашей былой литературной дружбе, старалась
приуменьшить меру некомпетентности, продемонстрированную им в
пасквиле на поэзию Александра
Кушнера. Сейчас
попытаюсь показать эту его черту на одном-единственном примере
из обращенной ко мне статьи "Кушнер и Эвридика" - примере,
вполне отвлеченном от вкусовых оценок современных стихов.
Я написала в заметках, ставших объектом его возмущения, что Гегель, дескать,
Славянским пересказан "плоховато", - из человеколюбия
утаив, что он пересказан с точностью до наоборот. Вопреки ссылкам
нашего антикушнерианца на Гегеля, долженствующим подкрепить более
чем сомнительное мнение насчет того, что античная лирика имеет
типологическое сходство с лирикой романтической, сам немецкий
философ (в варианте, представленном "Новому миру", он
был назван "философом тождества", то есть перепутан
с Шеллингом, что, к счастью, в вашей публикации исправлено) пишет
вот что: "Лирика греков и римлян отличается как от восточной
лирики, так, с другой стороны, и от романтической" (Гегель,
Эстетика, М., 1871, т. 3,с. 530, курсив автора). Она, эта лирика,
определяется Гегелем как классическая, ибо, в отличие от лирики
романтиков, не углубляется "в проникновенность частных настроений
и ситуаций" (там же). Гегель, конечно, мыслит исторически,
а Славянский - как придется. Библейскую же поэзию, в особенности
"наиболее возвышенные псалмы Ветхого завета", Гегель
относит к категории дифирамба "как субъективного взлета души
во время богослужения" (там же, с. 520; курсив, как нарочно,
опять-таки гегелевский). То есть это род субъективной, хотя и
ставшей сакральной, поэзии, к которой имперсонализм восточной
лирики в данном случае не имеет прямого отношения.
Напомню Славянскому,
что, хотя в советское время новые переводы библейских книг включались в антологии поэзии Древнего Востока
(другого места по
понятным причинам для них тогда не находилось),
но Библия с ее "я и Ты" - столп, на коем (наравне с
античностью) стоит возникшая затем персоналистическая западноевропейская
культура. Тут уж
я вступаюсь не за Кушнера, а за иудео-христианские корни нашей
- в известном смысле отнюдь не "восточной" -цивилизации.
Забавно было бы также посоветовать Славянскому взглянуть на карту
и обнаружить, что Иерусалим, хотя и справедливо числится за Ближним
Востоком, расположен западнее Москвы.
Впрочем, выкручивание рук Гегелю не удивляет после того, как критик проделал
в гораздо большем масштабе ту же процедуру сначала с превосходным
поэтом, а вслед - уже и со мной.
В остальном желаю ему благополучия и исполнения добрых намерений. А у
редакции прошу прощения за столь запоздалый отклик на заушение
от Славянского: # 19 "Кулисы НГ" за прошлый год, к сожалению,
попал в мои руки далеко не сразу.
Заранее благодарная,
Ирина РОДЯНСКАЯ
Москва
материалы: Независимая Газета © 1999-2000
разработка: НЕГА-Сеть
- ФЭП © 2000
|