|
ОГОРОД МАЛЕВИЧА
"Сорок лет дон Педро Лопес
Молоком одним питаясь
Осаждает замок Памбру
К.Прутков, А.Ковалев "
С 1913 года Малевич разрабатывал собственную систему абстрактного искусства, т.н. супрематизм, основанный на комбинировании на плоскости простейших геометрических фигур... Программным произведением на плоскости этого периода был "Черный квадрат" (простой черный квадрат, написанный на белом фоне), — гласит Популярная художественная энциклопедия, объясняя интересующейся популяции простую сущность незыблемо- авангардного квадрата.
Его мистическая простота. 79 лет провоцирующая исследовании своей, не обремененной особыми осложнениями, природы, в последнее время становится поводом творческой агрессии и деструктивных действий утомленного поисками художественного сознания. "Черный квадрат" (инв.№11925), физическая неизменность которого покрыта лабиринтом кракелюра и сетью трещин, а идейное тело стало подобием мишени опытного стрелка — пространственный сдвиг, расчленение и декорация, объектный камуфляж и текстологические атаки — лишь малая толика обширного комплекса "работы с Квадратом".
Алексей Кострома (СПб) "долго и плодотворно" (наиболее точный журналистский штамп) эксплуатировал геометрическую идею "Великого начальника": "Рентген Черного квадрата" — первая акция из серии супрематических опытов (Москва,
Беляево-100,1 апреля 1992 г.), начавшаяся в жанре медикаментозной диверсии, была завершена не менее биологическим актом.
В мае этого года художественная группа "Тут и там" (Н.Букреева, И.Говорков, Е.Губанова, А.Кострома), вспоминая славные традиции лэндарта, долгую практику "садоводства и огородничества", исторический опыт голодных лет, свершили действо тайного насаждения моркови во дворе Академии художеств (СПб). "Вскопать круглый двор ортодоксальной Академии художеств черным квадратом (6x6) супрематизма, засадить семенами... и ждать, когда форма, проросшая в плоскости, — родится и будет съедена в жизни." (И.Говорков).
5 ноября в колонном зале Этнографического музея в квазиторжественном периметре скульптурного фриза урожайной тематики была воздвигнута внушительных размеров инсталляция в форме препарированной моркови, внутренняя территория которой отдана во власть традиционного погребального антуража — белые стены, черный путь, золото ритуальной мебели (стол и кресло). Супрематический овощ, чья середина, словно дромосаттической гробницы, ведущий в Тайное тайных" был населен мифическим образом вездесущего стража Аванграда — живым манекеном Казимира Малевича, сидящего перед грудой морковных артефактов.
В течении 2-х часов в зале проходила важная церемония постижения абстрактной сущности Квадрата вполне конкретными средствами. Визуальный ряд агрономических процедур был параллелен видеофиксации стадий поедания моркови, где ее поглощение — центральная идея "Огорода Малевича", переваривание плодов которого "есть тот же процесс удобрения, востребованный каждым из нас на биологическом уровне" (А. Кострома). М.Каткова |
|