НИЧЕГО КОНКРЕТНОГО, ТОЛЬКО ВИЗУАЛЬНОЕ
умирание столетия началось...
по меньшей мере до начала 60-х годов в поэзии все было однонаправленно: от заумников о Тифлисе и дадаистов в Цюрихе и Париже до леттристоо и конкрет-поэтов — естественное движение в Будущее, только вперед и без всякой оглядки...
можно ли определить точную дату первого возвратного толчка?
похоже, это случилось в самом начале тех шестидесятых..
показать этот рубеж на карте поэзии можно, пожалуй, так: в 1924 году Ман Рэй опубликовал первое свое невербальное стихотворение, эдакую схему строк и строфах... в этом же году вышел сборник конструктивистов "Мена всех", где Алексей Чичерин объявил "картинное предстояние" в поэзии, создав целую серию вещей, в которых слово или отсутствовало полностью или же ему была отведена скромная роль обертона: рисунок замещал слова, линия доминировала, правила бал...
тогда это оставалось без всяких последствий... должны были пройти десятилетия, прежде чем Ньер Гарнье в 1963 году объявил начало эры пространственной поэзии... это и было движение вспять.
прошло еще немало лет и некие физики-ядерщики открыли тахионы — частицы, движущиеся из Будущего в Прошлое...
другие примеры возвратных движений в искусстве XX столетия: совсем недавно свирепствовал трансавангард, последние пять мощная нео-дадаистская струя омывает мозговые писсуары публики... художники ещё переживают нео-гео... совершенно очевидна новая волна флаксуса (не только протагонисты, такие как Кен Фриман, но и гораздо более молодые и свирепые люди делают неостановимым кровавый понос провокаций: мы поставим точку в 2000 году)...
Гарнье никогда не был последователем кого-либо... ему достаточно было собственных идей... обычно в антологиях конкретной поэзии ему отводят почетные листы с его машинописными текстами, выполненными в духе типичного железо бетона ...
сам термин "конкретная поэзия" обязан своим возникновением русскому футуристу Каменскому, автору железобетонных поэм ("ферро-конкрит"), именно "бетон визуальный является девизом (именно по русски) самого большого и самого знаменитого архива конкретной и визуальной поэзии Марьина Сакнера в Майами...
Конкретная поэзия — это блестящая страница в истории литературы XX века но именно истории... хотя и постоянно делаются попытки реанимировать практику такого рода, для возвратного движения в конкрет сторону времени в столетии уже не осталось... нужны четыре или даже пять десятилетий движения вперед, чтобы затем непременно вернуться вспять... то есть сама конкрет-поэзия уже была таким возвратом к Каменскому и еще раз к ней ну ни как — XX век кончается...
попытками реанимации были "стило-граммы" Пригова и продолжает оставаться журнал Карла Кемптона "Кадьдрон": американцы до сих пор уверены, что компьютер им поможет...
Пьер Гарнье с самого начала 70-х резко стал уходить в сторону от машинописи... вообще от шрифта... его интересовали первоэлементы, первоначала: рисунок как пиктограмма и основной элемент такого рисунка: линия...
В новых — пространственных — стихотворениях Гарнье слову принадлежит совсем незначительная роль — подписи к рисунку...
Этот рисунок и есть стихотворение аппелирующее к пространству сознания воспринимателя, к его ассоциативным способностям. В принципе, пространственная поэзия предлагает читателю самому написать стихотворение из слов, если ему недостаточно общих направлений, чертежей мысленных ходов...
в насмешку над всеми, кто теперь развенчивает Маркса, Поэзия подтверждает правоту по крайней мере одной его мысли о коллективом творчестве Будущего, вслед за этим высказыванием хитрого основоположника Будущее наступило почти мгновенно: совместно в начале столетия Велимир Хлебников и Алексей Крученых, Пьер Сувестр и Марсель Аллен, все дадаисты и даже сюрреалисты...
Время коллабораций вернулось... результаты совместного сочинительства с Люком Фиренсом (три книжки, уже изданные в Бельгии), с Кроэиром (книжка в Канаде и публикации в Германии и Бельгии) подвигли меня свернуть два фроттажированных, вывернутых наизнанку текстом, листа и послать их Пьеру Гарнье... Я получил их обратно дополненными...
янусовидный ход времени и почтовой коммуникации, двуликие поэмы...
следом пришли листы Гарнье для продолжения совместной работы: рождение мира: желтый круг над красной чертой, я добавил три элемента: непрерывную линию, пунктир и линию волнистую...три окна. оранжевый голубой и желтый кресты — без условная Голгофа, разветвленная комбинация азбуки Морзе ("окно в Голгофу")...
Сердце мира для Гарнье — Африка, где недавно его пространственные стихотворения были превращены в скульптуры... я не спорю, но пусть из этой Африки что-нибудь капает...
краснокруглая песнь на снегу, птицы материализованы
мной...
Мария-Ильз-Ры-Магдалина, воображению всегда да дозволено истекать: капля...
формула снега и ее простое превращение в снеговика.
смерть человека еще до Христа явно требовала пения птиц, я разложил иероглиф Гарнье "человек" на меч и птицу... рождение слова предшествует тоске по птичьему пению — идеалу всех заумников (и Велимира и Александра Туфанова после рождения слова конец света... именно сразу - вдрызг...
именно так — от начала до конца всего лишь миг — и это слово... перевернуть страницу — все равно что выключить свет... это напоминает Самюэля Беккета: "жизнь всего лишь миг в двери, открывающейся и закрывающейся тут же"...
что такое эта книжка в девять страниц? линейные галлюцинации о фрагментах истории человечества? да но вскачь и вспять...
в 1973 году я ввел в свои стихи анакротические элементы: буквы продлевались волнистыми линиями... буквы постепенно исчезали, растворялись...
ритмические партитуры оказались предвестием и неизбежностью совместной работы с Пьером Гарнье,.. пульсирующий ритм вселенной, азбука мозга, заумные медитации пространственной поэзии, караул, вот и все.
сколько в этих листах визуального? 100% к 2000 году...
сергей сигей...
|