ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Сайт современной литературы

Электронный журнал (редактор Михаил Наумович Ромм)

  Дата обновления:
04.11.2010
 
Поиск

 

Главная страница
О проекте
Авторы на сайте
Книжная полка
Гуманитарный фонд
Воспоминания о ГФ
Одно стихотворение
Пишите нам
Архив

Проекты:

«Литературное имя»

«Новые Ворота»

Публикации:

Поэзия

Проза

Критика

 
 

банерная сеть «Гуманитарного фода»

 
 

Rambler's Top100

 
 

Дружественные ресурсы:

Из-во «Эра»
WWW.Liter.net
Скульптор Марат Бабин

 
 

К ВОПРОСУ О ВДОВЕ

Уважаемые господа.
Материал, который я высылаю на адрес редакции "ГФ" уже вряд ли актуален. Но пространства наши огромны, а средства связи cmоль несовершенны, что редкий номер Вашей газеты доходит до провинции раньше чем через месяц после его выхода в свет. Поэтому такая задержка. Однако, думаю, что если даже материал не заинте ресует редакцию как предмет публикации, то будет просто любо-пытен (как досужее чтение, например).
Искренне Ваш Георгий Атанасян

Бедная вдова! И взбрело же ей в голову пойти гулять с авангардистом! Мечтала, по простоте и наивности своей, что будет он ей цветы дарить, ручки целовать и писать стихи в пухлый надушенный альбом. Но авангардист обманул в лучших чувствах: он оказался вовсе не Орфеем сладкоголосым, к тому же выясни лось, что у него мятые брюки, дурной запах изо рта, он мелочен, груб, неумен и, вдобавок ко всему, перманентно пьян. Нет повести печальнее.. А вдове урок: не водись с авангардистами, не водись!

Урок и драматургу Марии Арбатовой, чья нервическая статейка об осенней акции в Смоленске была опубликована в одном из февральских номеров "Гуманитарного фонда". Очень госпожа Арбатова обиделась на отечественный андеграунд, надавала ему сгоряча звонких девичьих оплеух. Оно и понятно. Ведь какая чудная, идиллическая картина рисовалась в воображении: праздник муз на благодатных смолен-ских нивах, юные дарования с ломкими от волнения голосами, увенчанные лаврами патриархи с лицами небожителей, песни, резвость всякий час, вдохновенные беседы об искусстве, о прекрасном, мудро-отеческие советы наставников. преданно-внимающие глаза учеников: старик Кривулин нас заметил; возбужденный Ромм врывается среди ночи к Бунимовичу, в дрожащих руках какие-то листки: "Женя, Женя, новый Пригов родился!"

Согласен, обидно, вместо этой благодати увидеть на фестивале римские увеселения времен упадка, бухие, клинические хари, всю нашу стервозную шатию-братию, орущую, жрущую, матерящуюся, трахающуюся и блюющую в присутственных местах. Как тут, скажите на милость, не заболеть комплексом вдовы? Ну да полно, полно Вам, Машенька, что ж теперь горевать? Плюньте Вы на этих авангардистов, будут еще у Вас в жизни другие поэты — хорошие!
Впрочем, какой с них. поэтов, спрос — дрянь народец. Но куда смотрела комсомольская организация, преподаватели старших классов и ПТУ? Ведь это их мы должны благодарить за трехдневные модернисткие Нью-Васюки со всякими там спонсорам и - шмонсорами. ресторанами-филармониями, газетами, телевидением, а также свадебным генералом из Америки.

Говоря это, представляю, как деликатно и по-дружески упрекнули меня коллеги по "ГФ": "хули, мол, ты, щенок, на Ромма с Голубевым наезжаешь? Они же тебя, падло, и кормили, и поили, и слегка за шалости журили... Чуть ли в зимний сад тебя, сука ты неблагодарная, гулять не водили!

Ну да. кормили-поили. Разве я против? Мне только не нравится, что из этого потом идею делают. Если бы мне просто сказали; "Скот ты. и все тут!", я был бы спокоен — скот, бывает. Но ведь речь о другом, господа: о якобы неоплаченном якобы долге перед отечественной культурой, о былом (а был ли мальчик?) единстве ее сыновей, о некогда цветущих и благоухающих, а ныне разоренных и вытоптанных варварами (нами?) садах-полях современного искусства...

Ах, оставьте, оставьте, не шейте мне дела! Я не обязан платить по чужим счетам, к тому же не верю ни в старые, ни в новейшие мифы. Мне наплевать, кем были герои андеграунда в "застой", но. скорее всего, теми же, что и сейчас — нормальными людьми, нормальными художниками, талантливыми и бездарными, честными и не очень, добрыми и щедрыми, злыми и скупыми... А фестиваль провалился отнюдь не потому, что кто-то съездил наконец за границу и заработал там десяток долларов, а кто-то остался куковать в родимом совке.

Просто сама новая культура" давно стала вещью анекдотической, вроде "неуловимого Джо", который неуловим лишь потому, что никому не нужен. И отсутствие на фестивале собственно публики (участники — они же зрители) сей тезис блистательно подтвердило. Кстати, в этом смысле, любой "классик" андеграунда (а по терминологии г-жи Арбатовой — "пахан") находится в равном положении с самым затрапезным уркой-авангардистом, едва научившимся рифмовать "Европа-жопа". Поэтому совсем не обязательно было городить потемкинские деревни и собирать вселенский "авангардистсий собор". Чтобы обсудить наши сугубо узкие и "внутрицеховые" (словечко-то какое!) проблемы, вполне достаточно локальной научной конференции часа на два. И что за мучение терпеть себе подобных, таких же как ты "сирых и убогих", в течение трех суток! Ведь, во-первых — все мы друг друга читали (а если нет, то прочтем — сейчас любой где-то печатается). А во-вторых — едва ли нам по силам катить сизифов камень отечественной (контр?) культуры. Хотя бы потому, что у каждого свой булыжник за пазухой. Нам было скучно, неуютно друг с другом, мы чувствовали себя не в своей тарелке. Вот отчего бузили, вот отчего вые-бывались, вызвав тем самым благородное негодование драматурга и гражданина.

Впрочем, кажется, был у фестиваля шанс оправдать себя, как явление. Это могло произойти во время попойки в танцзале "Молодость". В том случае, если бы местная шпана, весь вечер собиравшаяся "'гасить панков" решилась наконец, штурмовать цитадель порока. Вот тогда бы мы и посмотрели лсто чего стоит, а заодно испытали некий катарсис, ощутили радость "общего дела", общей, пусть и трагической судьбы. Подозреваю, что автора этих строк убили бы в самые первые минуты хеппенинга. Но. ей-богу, за такие звездные мгновения никакой жизни не жалко!

Однако чуда не произошло, и авангардистская орда в Панине бежала из разоренного Смоленска. Бежала, как когда-то армия императора Бонапарта, домой, на зимние квартиры, чтобы пересидеть там смутные времена и заняться, наконец, обыденными, но полезными делами, сочинением стихов и прозы, поеданием засахаренных лотосов, выращиванием редиса, да мало ли еще чем! Усвоив, я надеюсь, что выжить легче, если держаться друг от друга подальше.

P.S. Исходя из всего вышесказанного, вношу предложение:
провести заседание правления Гуманитарного фонда им. Пушкина и принять на нем следующую резолюцию:
— проведение так называемого "фестиваля современного искусства" признать актом геноцида по отношнию к художникам — носителям искусства.
— обьявить благодарность участникам — нелитераторам за мужество при работе в экстремальных условиях "фестиваля".
— правлению Гуманитарного фонда поддержать почин небезызвестной унтер-офицерской вдовы и самому себя высечь. Да побольнее. Чтоб впредь неповадно было.

 

 

 
На главную В начало текущей В начало раздела Следующая Предыдущая
 

 

 

 

 © Михаил Наумович Ромм  Разработка сайта