ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Сайт современной литературы

Электронный журнал (редактор Михаил Наумович Ромм)

  Дата обновления:
04.11.2010
 
Поиск

 

Главная страница
О проекте
Авторы на сайте
Книжная полка
Гуманитарный фонд
Воспоминания о ГФ
Одно стихотворение
Пишите нам
Архив

Проекты:

«Литературное имя»

«Новые Ворота»

Публикации:

Поэзия

Проза

Критика

 
 

банерная сеть «Гуманитарного фода»

 
 

Rambler's Top100

 
 

Дружественные ресурсы:

Из-во «Эра»
WWW.Liter.net
Скульптор Марат Бабин

 
 

№18 1992 год

ОТ УБОЖЕСТВА СЛОВА К СЛОВУ-У-БОГА.

Пускай нет дыма без огня. Но есть огонь без дыма!

В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог.

Пока было у Бога, то и было Богом. Было Богом, пока было у Него и пока Он молчал.

Но — сказал, рек — "имеющим уши"!

И вылетело от Него Слово, отделилось. Духом Его рожденное и отданное в мир... И преломилось в средах, далеко не божественных, либо божественных лишь какой-то частью своей...

Так что Глагол ныне лишь в той мере божествен, в какой божественно и сакрально наше отношение к нему. А отношение-то это наше к нему ныне, сами знаете, какое... Не то что не божественное, а прямо противоположное.

Но тропой Слово остается. Тропой к Богу. И многие ищут ту тропу. Ищут в Слове. И — кто на подступах к ней, а кто нашел. А кто и прошел ею к Абсолюту, чтобы озариться и умолкнуть навеки, либо же говорить, но лишь Волею Всевышнего и, опять же, к имеющим уши.

Как же тропу найти? Во фразе, бытовой, обыденной, слово инвариантно, конкретно. Сломаем эту конкретику! Найдем умение говорить и передавать смысл и нечто, "помимо слова сказанное" (В.Шкловский). Итак, пользуясь словом "наделовесно". как бы помимо него, пропробуем теперь уйти от грани слова как "единицы языка". Для этого найдем сцепки слов уже не банально-смысловые, а "энерге-тически-интонационные"-смыс-ловые (С.Соколов, В.Марамзин, В.Сорокин, лингвосемантики и др.). "Энергия-интонация" (или энергия-темпоритм") могут передавать здесь что угодно — имитацию размышления, научного спора, частного письма, дневниковой записи, задушевного рассказа и т.д. И действительно, читаемое вро-де бы (внешне, наружно) именно всем этим и является, но на самом деле (внутренне) всякого банального, обычного смысла лишено. По сути — бессмыслица, по звучанию — четкая речь, в стилевом отношении яркая, даже изысканная.

Вот они — нетрадиционные, неутилитарно-повседневные линии-связи слов, вот она речь, более реальная и убедительная, хотя для обыденного слуха и не понятная, потому как не к нему обращенная! "Имеющий уши да услышит!"
Услышали. Что дальше? Дальше — больше: уйдем и от этого — от всякой имитации привычного, "нэслышанного". Хватит слово обряжать в одежды узнаваемые... Прорвемся за слово-смысл в звукосмысл. разомкнем границы слова и погрузимся туда. Минуя архизмы, мегасмыслы слова как целого (как единицы), перейдем к звукосмыслу (эвукосмыслам) — вспомним А.Крученых, В.Хлебникова и присных, и свежее — того же Бонифация.
Итак, вот уже только звуки — гласные, согласные, неповторимые переходные вибрации голосовых связок и все те нагрузки смысла на них, что неуловимо спроецированы туда сознанием человека (и вольно и невольно) в момент думания.

Что и делают порой (когда им повезет)такие современные авторы, как В.Сорокин. В.Друк, В.Строчков, Бонифаций (не говорю уже о широко известных экспериментах А.Вознесенского) и др. Именно этим путем они и идут, за звук и под звук порой проникая, добиваясь этого игрой со словом как с пустой оболочкой, порой лишь имитируя слово или образ слова, не наполняя слово ничем, либо, наоборот, наполняя его, НЕ ТЕМ, что оно есть (да и кто знает, что оно есть, кроме Самого?..)
Так что же тогда выходит — слово, даже звук как бы и вовсе без мотивации, без сознания? Верно! Но раз есть звук, слово без мотивации, вне сознания и без него, то, стало быть, есть и мотивация и Сознание вне слова-звука и без него.

Так и идем дальше, восходя той самой Тропой, которой Слово, что было у Бога, к нам спускалось, Так и дошли до Слова-Бога, то есть до чистого Слова и чистого Бога (до Абсолюта) — того слова, что у Бога было и что Он в Себе держал неизреченным. Стало быть, дошли до Тишины. Пустоты, Ниче-гонетности — до Бога и дошли. Помните? — "Остальное — молчание .{в других переводах "Дальше — тишина").

Вернее, не дошли, но идем. Стараемся. Для того и со словом (и шире — с сознанием и телом) своим работаем, кто наитием осенясь, а кто рассудочно, лабораторно. Уж больно тяга в лоно велика, туда, где лишь Свобода и Экстаз океанический (в смысле — покой и воля).
Чубурум! Бе-е-е. Чубурум! Бе-е-е. Чу? Бурум? Бе! ЯххъШ*
* — сиречь, опять же.

 

В.НЕСОВ.

 
На главную В начало текущей В начало раздела Следующая Предыдущая
 

 © Михаил Наумович Ромм  Разработка сайта