Сайт современной литературы «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА»

Электронный журнал (редактор Михаил Наумович Ромм)

  Дата обновления:
30.05.2012
 
Поиск

 

Главная страница
О проекте
Авторы на сайте
Книжная полка
Гуманитарный фонд
Воспоминания о ГФ
Одно стихотворение
Пишите нам
Архив

Проекты:

«Литературное имя»

«Новые Ворота»

Публикации:

Поэзия

Проза

Критика

 
 

банерная сеть «Гуманитарного фода»

 
 

Rambler's Top100

 
 

 

Вход в личный кабинет

 

Дружественные ресурсы:

Из-во «Эра»
WWW.Liter.net
Скульптор Марат Бабин

 
 

БАТАЛИЯ И ИДИЛЛИЯ или ДВА САПОГА — ПАРА

ЕВА БРАУН
В стенах Дома Советской Армии фирмой "Велта" была открыта одноименная галерея.
Если после того, как глаз посетителя нарадуется на произведения военных художников в нижнем холле, ему удастся на этаж выше и направо обнаружить выставку "Баталия и идиллия", навеянный реалистами фассбиндеровский морок развеет здоровый дуализм выставочной ситуации.
На сей раз куратору выставки Ирине Базилевой, экспериментирующей с новой типологией искусства, с завидной точностью удалось угадать актуальнейшую жанровую пару. Как все медали, золотые, серебряные и даже шоколадные, имеют две стороны, так во все времена искусство отдавало дань обеим архетипическим мотивам.
Не подчеркивая общей исчерпанности дискурсов, устроители вынудили художников хитро обежать понятие "жанра" и уткнуться, с одной стороны, в корень "battle", с другой стороны, в поиски покоя внутри собственных сердец.
Ожидаемые пасторальные флеры в идиллических работах часто замещены, гедонизмом. Похоже, единственная романтика, знакомая художникам, это романтика боя. Шумная, "наступательная" идиллия может быть отнесена скорее к болезненным проявлениям экстравертного сознания. Напротив, битва с условным противником может быть истолкована как гипертрофия интроверсии или паранойя: художники, знающие технологию и тактику истребления врага, в избытке изобразившие и описавшие орудия и боевую технику, продемонстрировали, в основном, одностороннюю готовность к бою: противник (условный?) часто выводится за рамки повествования.
Давно заявленное "освоение военной эстетики" приведет не только к "снятию антагонизма,

БАТАЛИЯ И ИДИЛЛИЯ или ДВА САПОГА — ПАРА
На вернисаже. Художник В.Черкашин на "коне" (художник М.Молочников). Перед картиной С.Базилева
низма между армией и свободой",

 

но и к последствиям, на мой взгляд, не менее интересным и глубоким. Так, например, неизбежен "пересмотр оппозиций типа "Гитлер-Сталин", "Солдат-Генерал", "Подвиг-Долг" и т.д. Этот процесс приведет к "реконструкциям" типа уже имеющих хождение историй о том. как полет Героя Советского Союза Мересьева был прерван удачным выстрелом немецкого летчика-истребителя Йозефа Бойса. Далее, страдания первого и плен второго. Мересьева, пришедшего из бравурной идиллии 30-х годов, поры, поляризованной знанием врага, сделал героем человек в шляпе, чье прошлое смутно. стоящий на носу лодочки- каноэ, плывущей по тихой воде. Как бы воин без врагов",
Совершив свой Подвиг, "настоящий человек" возвратится в советскую идиллию: шум моторов. шум парадов, выступления перед молодежью.
С десяток не старых еще художников запомнили школьные встречи с немолодым уже. но бодрым Мересьевым. Стрелявший же в него немецкий летчик воистину пришел к нам из тишины. В воздушном бою Бойс лишь анонимно вынырнул из будущего, чтобы "выключить шум моторов Мересьева.
Битва за тишину начинается с объявления войны тому, кто продуцирует, по терминологии оккультистов, "астральные шумы. Но даже те из нас, кто при виде семейного праздника перед телевизором, этой проекции неземной "идиллии" на несовершенный мир, мечтают о фаустпатроне, приучены к тому, что "первым начинать дурно". И, кроткие, об агрессоре, воине или солдате думают в третьем лице.
Но фронт уже открыт. Один из врагов — объявлен. Не человек, а внутриголовной мираж, миф "поляризованной идиллии .
Хотя вышесказанное подтверждает расхожее мнение о художнике, как о существе психически неполноценном (что и дает ему моральное право физически уклоняться от воинской обязанности), никто не освободит его от участия в битве против агрессии миражей.
Итак, у Баталии и Идиллии не больше общего, чем противоположного. И эта противоположность. представленная противостоянием, сегодня описанная как выставка, завтра может быть описана как театр военных действий. Представляя художников, представляют противников. Иллюзорно разведение их работ по двум "тематическим залам. Редко кому удалась полноценная симуляция работы не свойственного ему психофизиологического комплекта. Чаще это сознательная маскировка, используемая для проникновения в расположение противника. (Не спорю, некоторым такое "двуязычие" естественно присуще. Но такое "симметричное" раздвоение личности — редкость в быту и в психиатрии.) Здесь мы имеем дело либо с открытыми предателями, либо с вероломными перебежчиками, либо с хитрыми разведчиками. Заметьте, несмотря на предложение представить на выставку по две работы, некоторые принесли по одной. Но следует помнить, что и Штирлица, и Бонда, ловко шакаливших в чужих мундирах, ожидало разоблачение.
Вечное противостояние разведки и контрразведки рано или поздно бывает подкреплено противостоянием армий. Я не прошусь ни в адмиралы, ни в контр-адмиралы, но надеюсь честно выполнить свой долг военного искусствоведа.
Культурная ситуация может быть описана, в частности, графиком актуальности пар антонимов. По моему, более чем скромному, предположению, доминирующей за последние года три была мутная оппозиция: модный, известный, богатый / немодный, одинокий, бедный. Теперь, когда верхние больше не могут жить по-старому, а нижние — не хотят, неизбежно должна смениться доминирующая пара. Сейчас это — война и мир. Завтра — победитель и побежденный. Благо, выставка показала, что все уже давно изучили и постигли в совершенстве науку ведения боя.
Со своей стороны могу только пожелать, чтобы схватки с тенями скорее превращались в родовые схватки Большой Битвы.
Художники! Неужели вам не из-за чего убивать друг друга?


"Пусть сочинит стихотворение о кибэротике!.. Пусть там будет не больше шести строк, а в них о любви и измене, о музыке, о неграх, о высшем обществе, о несчастьи, о кровосмесительстве — в рифму, и чтоб все слова были только на букву "К"
Станислав Лем. "Кибериада".
и вот что получилось:
Кот, каверзник коварный,
кибэротман,
К королеве кафров
крадется Киприан... и Т.Д.

На главную В начало текущей В начало раздела Следующая Предыдущая

 © Михаил Наумович Ромм  Разработка сайта