Сайт современной литературы «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА»

Электронный журнал (редактор Михаил Наумович Ромм)

  Дата обновления:
02.06.2012
 
Поиск

 

Главная страница
О проекте
Авторы на сайте
Книжная полка
Гуманитарный фонд
Воспоминания о ГФ
Одно стихотворение
Пишите нам
Архив

Проекты:

«Литературное имя»

«Новые Ворота»

Публикации:

Поэзия

Проза

Критика

 
 

банерная сеть «Гуманитарного фода»

 
 

Rambler's Top100

 
 

 

Вход в личный кабинет

 

Дружественные ресурсы:

Из-во «Эра»
WWW.Liter.net
Скульптор Марат Бабин

 
 

ПО НАПРАВЛЕНИЮ К МОРГУ

Московские художники любят устраивать выставки в необычных местах. Была в свое время выставка в бане, была — в загсе, была — в сумасшедшем доме. А нынче, 23 февраля, прошел, вернисаж в Бутырской тюрьме.
Весть об этом вызвала среди московской публики необычайное оживление. У куратора Иосифа Бакштейна отбоя не было от звонков и просьб "внести в список. Он даже, говорят, некоторым отвечал, что "тюрьма не резиновая" и что "как на обычный вернисаж — так вас не дозовешься, а как в тюрьму — так все набежали". В список, впрочем, вносил, и в Бутырках собралось действительно очень много народу — народу, хорошо пахнущего, нарядного: в фирменных шмотках, в мехах...
Пройдя через множество пропускных пунктов и внутренних дворов, пройдя но лестнице, где гнусный запах (баланды. — решили мы) уже мешался с запахом французских духов, мы попали, наконец, в "выставочный зал", — тюремный коридор, где разгуливали самые настоящие заключенные и висели самые настоящие Кабаков и Пригов, Захаров и Филиппов. Чуйков и Макаревич.
Вернисажные речи, как ни странно, пытались придать этой постмодернистской акции некий политический оттенок по схеме "искусство— заключенным" и "демократия победила". Галина Старовойтова. отчасти "продюсировавшая" выставку, говорила, что через Бутырки прошли лучшие люди XX века (как будто худших там и в помине не было) и напоминала, что если бы победила в августе хунта, многие из нас сидели бы теперь здесь. Выступал и начальник тюрьмы. полковник Орешкин. Все, впрочем, отмечали, что заключенным такое искусство "не совсем понятно". Сами же заключенные мне потом сказали, что оно им совсем непонятно, им бы "настоящую живопись посмотреть". Но выставка, очевидно, не для них и устраивалась.
Зато гостям было интересно. Они заходили в камеры, глазели на нары. Толпой обступали заключенных, в основном молодых ребят, охотно рассказывавших о своей жизни...

Бутырка. Представители творческой интеллигенции беседуют с одним из заключенных. (На фоне одного из произведений.)

 

Геннадий Николаевич Орешкин сообщил мне в приватной беседе, что прежде чем стать начальником тюрьмы и получить юридическое образование, он окончил Консерваторию по классу фагота. Авангарда не понимает. Его любимые художники — Тициан, Микеланджело и Дали, композиторы — Мусоргский и Шостакович. А работу свою он очень любит считает, что ему в жизни повезло.
Видела я трех тетенек в тюремных спецовках, покатывавшихся со смеху перед работами Кабакова. Жаль, не успела спросить, что их там так насмешило.
И от всего от этого стало мне вдруг очень грустно В последний раз подобное чувство я испытывала в 12 лет, когда подружкина мама-биолог водила нас на экскурсию в виварий, к подопытным животным. Там были и кролики, и крысы и, что самое ужасное, собаки. Я там забилась в какой-то угол и тщетно пыталась сдержать слезы.
А когда шли обратно, через тюремный двор, из окна кинули нам что-то на веревке, наверное, записку "на волю". Фотограф Куров не дал мне ее подобрать, кричал: "Не смей! Посадят!" — и чуть не бил по рукам. Он вообще на территории тюрьмы как-то скис, сначала даже снимать боялся, потом начал, но безо всякого энтузиазма. А Гриша Гусаров — тот и вовсе в тюрьму не пошел. Потусовался у входа, заявил во всеуслышание, что не пойдет — и свалил. Тоже вроде как акция получилась.
Ну вот. Продолжая традицию, следующую выставку можно устроить, например, в морге. Покойникам это искусство столь же безразлично, как и заключенным. Или можно сделать выездную-— скажем, в четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Ведь это будут яркие, нестандартные акции — чего ж вам еще?

Вероника Боде

P.S. Вскоре после вернисажа в "Коммерсанте" появилась статья под названием "Андеграунд лезет в Бутырку". Ее автор — Мария Плотникова — выражала свое восхищение по поводу того, как дешево обошлась устроителям выставка в тюрьме: заключенные сами ее монтировали, сами красили зал, и за аренду зала ничего не пришлось платить...

На главную В начало текущей В начало раздела Следующая Предыдущая

 © Михаил Наумович Ромм  Разработка сайта