|
Фраза в приглашении с просьбой явиться в вечернем туалете, в последний момент, правда, изящно перечеркнутая куратором выставки В.Мизнано (возможно, по поводу внезапно нагрянувших осенних холодов), присутствие в названии выставки слова "эстетический", в сочетании с тем, что она состоится в усадьбе Кусково, создании XVIII века, — все это намекало на то, что зрителям отводится роль своеобразного стаффажа, необходимого компонента экспозиции. И действительно, вернисаж 10 сентября вполне мог бы претендовать на жанр "галантных празднеств", несмотря на некоторую усеченность первоначально предполагаемой программы (хотя бы отсутствие обещанного фейерверка).
Живописные группки дам и кавалеров, двигаясь по регулярным аллеям, связывали в единое целое расположенные в разных местах (в парковых постройках, на дорожках и около прудов) "вкрапления" современного искусства.
В диалоге с насквозь "окультуренным" окружающим пространством отчетливее проявились некоторые общие тенденции, актуальные для художников с совершенно разными творческими устремлениями, Эти тенденции, преломленные через призму идей XVIII века, оказались сфокусированными на проблеме прекрасного, если можно так выразиться, в разных ее проявлениях: от несколько наивных "Дворика в Альгамбре" и "зверинца" В.Кошлякова, напоминающих декорации домашнего театра, до академического холодка великолепных инсталляций группы АЕС (Т.Арзамасова, Л.Евзович, Е.Святскнй), Айдан Салаховой и Е.Митты, от экзотического "шинуазри" К.Звсздочетова до гигантских "кабинетных гравюр" Савадова и Сенченко. Имперская тема, представленная зеленеющим орлом цве-тущего абсолютизма у А,Филиппова, откликалась в произведении О.Чернышевой (торт "Наполеон"), воспитательные идеи эпохи Просвещения отраженным светом ложились па композицию Гора Чахала. Объекты Д.Гутова были настолько же близки к идеалу естественного слияния с природой (что иногда грозило разрушением от невнимательных ротозеев), насколько засиявший к вечеру неоновый куб группы БОЛИ (Ф.Богдалов, Г.Литический) символизировал классицистический идеал торжества Разума над Стихией.
Гости разъезжались под шуршание крылышек слетевшихся в темноте амуров...
Милена Орлова
|
|