ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Сайт современной литературы

Электронный журнал (редактор Михаил Наумович Ромм)

  Дата обновления:
04.11.2010
 
Поиск

 

Главная страница
О проекте
Авторы на сайте
Книжная полка
Гуманитарный фонд
Воспоминания о ГФ
Одно стихотворение
Пишите нам
Архив

Проекты:

«Литературное имя»

«Новые Ворота»

Публикации:

Поэзия

Проза

Критика

 
 

банерная сеть «Гуманитарного фода»

 
 

Rambler's Top100

 
 

Дружественные ресурсы:


Из-во "Эра"

WWW.Liter.net
Скульптор Марат Бабин

 
 

3

СЕКС, МЕГАПОЛИС и НОСТАЛЬГИЯ

В рамках проходившего в Москве в начале сентября Фестиваля современного искусства (при участи советских, американских и английских поэтов, художников, актеров) проводился, между прочим, и показ образцов экспериментального кинематографа США. Его организаторами стали кинокомпании "Каньон и фильмотека города Сан-Франциско, По существу, речь идет о мероприятии уникальном, так как нашему зрителю совершенно неизвестно не только западное, но и отечественное экспериментальное кино (которое не следует отождествлять с киноавангардом, также не имеющим широкого доступа в наши кинозалы).

Показ проходил в два лапа и включал как ставшие по-своему классическими фильмы шестидесятых-се-мидесятыХ годов, так и новейшие работы. Они продемонстрировали чрезвычайно богатую палитру выразительных средств, стилистических ориентаций и сюжетов. Среди излюбленных американскими кинематографистами мотивов естественным образом оказалась тема жизни в мегаполисе, взаимодействия человека и технологического мира. Здесь можно назвать фильм Литера Хаттона "Нью-Йоркский портрет. Вторая глава", где в качестве лаконичной метафоры урбанистического пространства избран образ равнодушно всасывающей и мусор, и пригодные к делу предметы воронки. С ним сходен и фильм Доминик Ангерам "Продолжительность", который так и хочется назвать "производственным": тут портретируется ряд производимых на протяжении рабочего дня операций. Фильм можно было бы упрекнуть в затянутости и монотонности, если бы манера изложении в данном случае не была вполне изоморфна теме "человека-винтика". Индустриальная реальность диктовала и выбор, с поз-воления сказать, "героев" в необычной картине Эрни Гера "Изменение". Этими героями становятся и грузовые, и легковые автомобили, с которы-ми приключаются несколько загадочные — в силу особого ракурса съемки - скетчи (один ИЗ рецензентов уподобил их японским хокку). По всем приметам фильм Эрни Гера тяготеет скорее к мультипликационному кино, нежели к документалистике.

Весьма остроумное и технически оригинальное сочетание документального и мультипликационного рядов предложил в своей работе под интригующим названием "Швейцарский нож с крысами и голубями" Роберт Врир: и этой блестящей и остроумной фантазии в самых что ни на есть обыденных предметах рождается поэзия, а между жизнью и искусством устанавливаются подчас парадоксальные взаимосвязи.

Если говорить об оригинальных художественных решениях, то в этом смысле выделялся "Квартет Данте" Стана Брэхэджа: эту восьмиминут-ную абстрактную картину режиссер собственноручно нарисовал на кинопленке, причем титанический труд этот занял у него шесть лет. В результате возникло нечто, напоминающее цветомуэыкальную партитуру к "Божественной комедии".
Мне лично в программе наиболее импонировали фильмы, так сказать, импрессионистического плана, где авторам удавалось на небольшом пространстве и при помощи довольно скромных средств выразить остро-эмоциональное видение мира. Таков фильм Джорджа Кучара "Дикая ночь в Эль Рио", с большой суггестивной силой воссоздающий вселенскую Гро-зу над мотелем в одном из южных штатов Америки; таков и фильм Майкла Уоллена (именно он взял на себя трудную миссию презентации каждого из фильмов программы) "Расшифровки". Но наиболее интересными в этом ряду показались картины Бруса Коинера "Возьмите поезд в 5.10. в страну мечты" и "Грустный вальс". Этот режиссер (подобно упомянутому выше Уолле-ну, но более убедительно) пользует-
ся исключительно уже готовым материалом, ничего не снимает сам; причем он монтирует не только кадры из художественных и документальных фильмов, но не брезгует и таким традиционно неглижируемым материалом, как учебные школьные фильмы. В результате ему удается создать лирический, открытый в Зазеркалье воображении универсум детского мироощущении, донести до зрителя автобиографическое через "чужое".

Наконец, еще одна тема, по понятным причинам вызвавшая наибольший интерес нашей аудитории: секс и эротика. Правда, к этой проблематике лишь с большой натяжкой можно отнести философский стриптиз, блестяще срежиссированный Гун-вором Нельсоном в картине "Взлет". Выполнив полный и чрезвычайно профессиональный сеанс раздевания, исполнительница начинает отстегивать от своего туловища руки, ноги, грудь, голову, а оставшийся в результате обрубок, медленно вращаясь, плывет в звездную бесконечность... В фильме Абигель Чайльд "Калечить" для повествования о сексе избрана чрезвычайно эстетизирован-кая форма, где визуальные реминисценции из Хичкока сочетаются с чувственпо-перверсивной атмосферой маркиза де Сада и хроникальными кадрами лесбийской любви.
Но наиболее шокирующим в этом ряду оказался фильм Лютера Прайса "Содом", не без умысла оставленный устроителями "на закуску". Фильм был снят в семидесятые годы, когда зловещий СПИД еще находился в эмбриональном состоянии; понято, что сегодня проблема мужского гомосексуализма воспринимается совершенно иначе. Однако зрители, похоже, мало углубились в интерпретацию картины (а она, кстати, может быть истолкована двояко - и как апология, и как осуждение гомосексуализма). Ибо брутальность ее визуального ряда) сводящегося к предельно откровенной демонстрации анальных и пероральных сношений) вывела из колен даже привыкших ко многому за годы перестройки советских зрителей. Однако, как это ни покажется странным, картина Лютера Прайса безусловно является талантливым произведением искусства: режиссеру удается возвысить происходящее до мистического ритуала, благодаря особому темпоритму и звуковому сопровождению. Ведущий программы попытался спровоцировать аудиторию на дис-скуссию о фильме, ко - тщетно...

Будем надеяться, что эта встреча с экспериментальным киноискусством Запада - не последняя.
К. Чекалов

Что было под ситцевым покрывалом

Юная хиппка, косящая под Йоко Оно, пытается стрельнуть сигарету. Музе, застывшей перед Зеленоградским ДК, засунул и в левую руку шляпу. Музыкальный фестиваль «Молодой европейский андеграунд.». Седьмой час вечера. Начало в 17.00 — так на афише написано. Кто-то лезет на балкон по приставной лестнице. Все двери закрыты, но внутри вовсю тусуется народ. Первый день — Дм. Шахрин, Янка, «Комитет охраны тепла», Ник Рок-н-Ролл... В зале визжали и топали. В вестибюле очумевшие билетерши жались по углам. Заслуженный билетер не выдержал насилия социально чуждых элементов и пошел общаться с панками. Рыжий панк прыгал перед ним и строил рожи. Народ следил за действом. Два стыдливых милиционера краснели от чересчур откровенных текстов и обходили курящих в фойе хиппов. Слуша-телей брали измором — хочешь послушать Шахрина? Для начала вытерпи «ОНАА».

В день второй ощущение шизы воспарило над скромным Зеленоградским ДК. Немногочисленные русские чувствовали себя эмигрантами. Выступали итальянцы (The Garden оf Sensations) и голландская The men aboard. К тому же в другом зале шел какой-то международный театральный фестиваль. Повсюду звучала английская речь. В буфете изо всех углов слышалось «change» и проходил обмен долларов на рубли. Курс колебался. Чистенькие иностранцы причудливо смешались с рваненькими хиппами.

Русские в основном молчали, англичане говорили, оживленно жестикулируя.
Очень здорово отыграл Романов и «СВ». Ех-«Воскресение», ветеран русского рока был в меру ироничен, нос-тальгичен, привычен.

«Веселые картинки» — один из лидеров московского андеграунда — пародийный рок. Благопристойный Игорь Белов в задушевном стиле а-ля «Споемте, друзья» — любит ночь «за то, что в ней меньше обмана» и средненько лабает на гитарке. Зал притих. И вдруг — скоморошеский взрыв «нецензурной лексики», виртуозный гитарный проход, оглушительный визг панков. Срывается ситцевое покрывало, под которым — громадный кукиш. Фейерверк, бешеные пляски на сцене, зал, скандирующий «е-мое» и посылающий... полноватого конферансье.

Не обошлось без металлистов. Загадочная зеленоградская группа «Смерч». Два дня подряд на белом балконе, свесив ножки в черных колготках, сидели и визжали две юных девицы. Народ не мог понять — «Что за черт?»
Оказалось — подружки «смерчевых» мальчиков.

В двенадцатом часу изможденная толпа вывалилась из ДК и мимо стоящего напротив горсовета, с намокшим красным флагом, двинулась к автобусной остановке. Весело было...
Р. Цапина

 

Гр. МАРОЧКИН СНОВА ПРОДАЕТ «АНТИСОВЕТЧИНУ»


«У Пегги жил веселый грач. Он по профессии (?)» Русская народная шотландская загадка.

Перестройка — эпоха не для Гомера, по скорее для Овидия. Происходящие с ее персонажами метаморфозы не уступают чудесным превращениям людей в зверей и обратно, описанным великим постом Древнего Рима. Вот ЦК-ВЛКСМ-овскнй референт еще вчера пополнял семейный бюджет гонорарами за ругательные статьи про «антисоветчиков» — нынче же не может начать свой страстный публицистический монолог никак иначе, кроме как цитатой из «российской совести — А. И. Солженицына» (Чтобы не играть в «угадайку», сразу называю фамилию — В. Земцов). И вот еще карта ночка, совсем наоборот: вчерашний диссидент И. Шафаревич в разоблачении врагов народа уже может посоревноваться с капитаном Милягой. А на выборах в Моссовет фамилия одного из кандидатов — В. Ф. Объед-кова — была включена на всякий случай в оба списка, и в тот, что от «Демократической России», и в прямо противоположный. Кстати, работает этот неудачливый кандидат в ОБХСС. Большой привет его подопечным!

Я держу в руках еще не пожелтевшие листки с произведением в традиционном для нашей словесности жанре политического доноса. На пяти страницах группа благонамеренных граждан доказывает МГК КПСС необходимость «пресечь» деятельность группы неблагонамеренных граждан по изготовлению к распространению антисоветской и «самиздатовской» литературы, «порочащей как отдельные государственные учреждения, так и советскую идеологию и культуру вце-лом». Среди подписей под этим памятником мысли я здесь выделил бы две: одного деятеля из «Памяти» (фамилию не называю, дабы не раздувать геростратовой славы) и еще некоего в. Марочкина.

С последним все получается довольно забавно. В доносе фигурирует «антисоветский журнал «Зомби» — на самом деле иллюстрированное издание но современной музыке, обязанное своим существованием в середине 80-х годов исключительно энергии и предприимчивости Наталии Комаровой, московского менеджера. Тем, кто смотрит «Взгляд», ее имя известно по ежегодному смотру молодых рок-групп с ностальгичеким названием «Сырок», а до того были Черноголов-скнй и Подольский всесоюзные фестивали — ив свободное время журнал. Так что и сама Наталия в том же доносе упоминается не напрасно. Не упоминается другое — что ближайшим ее помощником в изготовлениисамизда-товского «Зомби» был не кто иной, как фотограф-любитель Владимир Ма-рочкин. Уволенный сотрудник, выясняющий отношения с «обидчиками-; посредством «телег» в Горком — дело в то время обычное, но то, что речь идет о даме, придаст образу Марочкина оттенок специфического советского ;джентельменства. Но еще забавнее, что человек в порыве верноподданических чувств умудряется разоблачать... самого себя.

Но это все цветочки — лепестки их осыпались старыми протоколами задержаний и допросов. А ягодки налились соком в 1990 году, когда в Москве открылся коммерческий «шоп» (именно так, по-аглицки!), торгующий «самиздатом». Открыл его В. Марочкин.
Кто-то может сказать: «Вот и отлично! Человек перевоспитался! Слава перестройке!» «Уй, мадам, — ответил бы Коровьев, — Тут вы натурально ошибаетесь». Ведь, наверное, не случайно одновременно с открытием «шопа» «Молодая гвардия» открыла для себя новые молодые дарования. В списке авторов № 9 этого журнала за 1990 год (который открывает передовая генерала Родионова-Тбилисско-го, а завершает статья «Разгул Сахаровщины») подпись «В. Марочкин» снова соседствует с тем же самым «памятным» персонажем, что и в доносе, и я не сказал бы, что выходящее из-под их перьев сегодня но интеллектуальному или нравственному уровню сильно отличается от прежних коллективных произведений. (Как видите, и для «Молодой гвардии» не все кооператоры плохие.) И магазинчик-«шоп», выставив на прилавок «порядочную» литературу, из-под прилавка приторговывает разоблачениями «демократии — заветной мечты всего еврейства».

Я еще не настолько потерял самоуважение, чтобы вступать в полемику с «Молодой гвардией»: это, в конце концов, свой особый мир, своя «опричная» субкультура, и они в своем кругу сами разберутся, был ли генерал Деникин одним из лидеров русского рока (с. 240) и что такое «самый шик реализма в тусовке Соловьева» (с. 158). В крайнем случае пригласят для консультации коллег из газеты «Советский патриот», где подвизается все та же парочка, неразлучная как Саддам и Арафат.
Собственно, волнует меня только одно: что для многих молодых и неопытных людей независимая пресса — дело, которому посвятили себя лучшие люди России — будет ассоциироваться с Марочкиным.

Уриэл Лайтов


ХЭЙДЛЭНДСКИЙ ЦЕНТР ИСКУССТВ,

944 Форд Бэрри Сосэлито, Калифорния 94965

Центр, открывшийся в 1987 году, помешается в двух трехэтажных домах, похожих на "хрущебы", милях в 4 — 5 от знаменитого моста "Золотые ворота" в Калифорнии. Бруски свинцовые с выгравированными именами основателей Центра — деятелями изящных искусств — залиты свинцом в пороге, и всяк входящий оставляет на синице царапинки, символизирующие, как предопределено. непрерывность существования и непостоянство состава жителей этой художественной коммуны.

Тысячи людей посещают семинары, перформанс, инсталляции Центра. В любое время года не менее 37 художников из Штатов и из-за границы живут и работают в Центре. Уезжая, они увозят с собой, как сказано, "художественные переживания, обогащающие их жизнь". Каждый июль и август Центр отдает 2 недели детям с 9 до 13 лет, создавая для этих целей специальную художественную программу по литературе и искусству (в сотрудничестве с местной школой). Печатная продукции, выдаваемая на-гора коммуной, начинается с открыток и венчается ежегодным журналом, книгами, путиводителями по "искусству". Лучше всего охарактеризовать действенную роль Центра отзывами тех. кто там был:

"Что дает Центр, так это воодушевление делать не то, что ты уже до этого делал и умеешь делать, а то, перед чем испытываешь ужас, но что до жути хочется сотворить". "Держитесь, ребята. Прилагаю по доллару за каждый день хорошей работы Центра в прошлом году". Добраться до Центра можно лишь на машине, в выходные дни ходит автобус. Вся эта штука стоит среди великолепных холмов, и люди там хорошие, правда рожи у них советские, и автобус ходит как в совке. Не ехайте, мужики, в ихний Центр.

 
На главную В начало текущей В начало раздела Следующая Предыдущая
 

 © Михаил Наумович Ромм  Разработка сайта