ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Сайт современной литературы

Электронный журнал (редактор Михаил Наумович Ромм)

  Дата обновления:
26.01.2012
 
Поиск

 

Главная страница
О проекте
Авторы на сайте
Книжная полка
Гуманитарный фонд
Воспоминания о ГФ
Одно стихотворение
Пишите нам
Архив

Проекты:

«Литературное имя»

«Новые Ворота»

Публикации:

Поэзия

Проза

Критика

 
 

банерная сеть «Гуманитарного фода»

 
 

Rambler's Top100

 
 

 

Содержание:

Список аббревиатур:

Предисловие:

Дата создания Клуба

О названии клуба

Помещение

Выступления

Главное событие

После «Дуката»

Завершающий этап

Послесловие

Список участников

Примечания:

 

Дружественные ресурсы:

 

 

 

 

НАСТОЯЩИЕ МЕМУАРЫ О КЛУБЕ «ПОЭЗИЯ»*

Список аббревиатур:

ДК – Дом Культуры
СССР – союз советских социалистических республик
ЕНМЦ – Единый научно-методический центр
ЛИТО – литературное объединение
КПСС – коммунистическая партия советского союза
ЖЭК – жилищно-эксплуатационная контора
РК ВЛКСМ – районный комитет всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи

Предисловие

Сегодня, спустя более чем двадцать лет, мне трудно вспомнить точную последовательность событий, тем более, их даты. Года три-четыре назад (в 2005?) я передал все бумаги – протоколы собраний, списки участников, устав и проч. – по Клубу «Поэзия» в Литературный музей. Соответствующий фонд формировал Михаил Дзюбенко, один из слушателей клуба в те годы. Он на память подсказал мне пару дат, которые я считаю ключевыми. Бог даст, я постараюсь сходить в музей и освежить в памяти более детальную историю клуба. А пока могу представить лишь приблизительную версию.

Дата создания Клуба

Итак, со слов Дзюбенко, датой создания Клуба следует считать 1 июня 1986 года, когда произошло первое официальное собрание, был составлен Протокол №1 и определен первый список участников-учредителей клуба. Где все это происходило – не помню. Возможно, что лишь на бумаге. Впоследствии Клубу было выделено помещение в ДК «Содружество» (если не ошибаюсь с названием) при Бабушкинском отделе культуры (далее, соответственно, Московского управления культуры Минкультуры СССР). Дата 01.06.1986 может быть и совершенно условной, поставленной лишь постольку, поскольку надо же было что-то написать в Уставе Клуба в данной графе при его регистрации. Благодаря этой регистрации Устава в Московском управлении культуры клуб собственно и состоялся. Пользуясь случаем, мне хотелось бы поблагодарить чиновников, содействовавших этой регистрации. Прежде всего, руководительницу Бабушкинского отдела культуры, которая согласилась, что называется «нас взять» и где у нас был открыт лицевой счет в банке (вещь необычайно важная по тем временам), увы, я забыл, как ее звали. Далее Наталью Базарову, начальницу ЕМНЦ Московского управления культуры, подписавшую наш устав, Галю Комаровскую, ее помощницу и Олега Бурьяна, моего знакомого художника, хиппи, который вдруг на волне перестройки материализовался в форме мелкого клерка в государственной конторе и рассказал мне о таком вот варианте работы – создать свой клуб и получать в нем зарплату. Я же, в этот момент времени, в очередной раз рисковал оказаться безработным. В СССР это означало стать тунеядцем (со всеми, как говорится, вытекающими отсюда…). Еще один человек, в то время тусовавшийся в ЕНМЦ, некто Винников, который, занимаясь продвижением собственного объединения, придумал целую теорию создания общественных объединений в условиях перестроечного СССР и, соответственно, разработал устав, который я у него и списал. Мне важно было получить штамп регистрации и счет в банке, а что будет написано в уставе – мало волновало. Помещение Дома Культуры, в какой-то момент приложившееся к этой регистрации, было похоже на дополнительный бонус, почти на чудо, что подтверждало мои предположения, что я действую правильно.

В действительности, я думаю, Клуб «Поэзия» как некое сообщество людей, возник раньше официальной даты регистрации. И, конечно, в другом, более удобном месте – или у меня дома, или в помещении ЛИТО «Сретенский бульвар», которым я примерно в то же время руководил (около м. Чистые пруды, в одном из подвалов, так называемого, Дома «Россия»; на чердаке которого в это время была мастерская художника Ильи Кабакова). Впрочем, возможно, и в самом деле первый большой сбор произошел в ДК «Содружество» в связи с началом официальной жизни клуба. А до того, я проводил серию частных встреч с большим или меньшим количеством людей.

Идея  объединения, под которую я хотел заручиться поддержкой других «начинающих» литераторов, заключалась в том, чтобы официально заработать деньги на выступлениях и самостоятельно издать на них сборник стихов и прозы. Очень скромная цель. Проблема была в том, что она противоречила всей машине коммунистической пропаганды, которая предполагала возможность лишь государственного издания чего бы то ни было в стране. Загвоздка заключалась в слове «самостоятельно». При этом я наивно считал, что советский человек «имеет право» и проч. Боюсь, что родись я лет эдак на десять раньше, я бы как раз попал в диссиденты. А тут мне повезло, я не только не угодил в КГБ, но чудесным образом все официальные разрешения случились.

Мои более опытные товарищи (вроде Дмитрия Александровича Пригова) удивлялись происходящему, но, тем не менее, принимали как данность и размышляли, как можно было бы использовать эти нежданные свободы.

О названии клуба

Название: Клуб «Поэзия» придумал Владимир Друк, хотя он и открещивается от своего авторства. Это он сказал, что у объединения должно быть фирменное название и предложил несколько вариантов – я выбрал самое нейтральное. Моя установка была рассчитана на то, чтобы в официальных документах никак не высовываться (чтоб их утверждение проходило максимально быстро). Поэтому первое – мое – название было просто «Объединение любителей поэзии».

Почему «любителей»! – возмутился Друк, имея в виду, что люди входящие в объединение, занимаются литературой профессионально, хотя не являются членами Союза писателей СССР и не зарабатывают на этом деньги. Здесь его поддержали и другие участники.

Я не считаю это название удачным (хоть оно и «фирменное»). Но такова история.2)

Помещение

Помещение ДК «Содружество» на улице Кибальчича оказалось довольно удачным. Примерно в 15 минутах ходьбы от м. ВДНХ, на втором этаже жилого дома сталинского типа. Оно представляло собой комнату метров 50, стулья, стол, большие окна и несколько тусклых лампочек в матовых абажурах в качестве освещения.

В этом помещении раз в неделю, если не ошибаюсь, стали происходить встречи участников клуба. На встречах происходило две вещи:

  • Прием новых участников.
  • Литературные вечера – чтение стихов и прозы, иногда музыкальные выступления (может быть, лишь один раз, когда выступала группа Алексей Кортнева «Несчастный случай», которую пригласил Игорь Иртеньев, в 1988 или 89 году уже в другом помещении около м. Бабушкинская).

Новых участников принимало Правление (или Совет?) клуба в составе около 10 человек. Я уже не помню точного его состава, но с высокой долей вероятности могу назвать следующие фамилии: Нина Искренко, Юрий Арабов, Д.А.Пригов, Евгений Бунимович, Владимир Друк, Геннадий Кацов, Игорь Иртеньев, Сергей Гандлевский, Александр Сопровский, Татьяна Щербина, Марк Шатуновский, Виктор Коркия, Александр Лаврин.

Прием выглядел так: каждый читал подборку стихов очередного претендента на членство в клубе и ставил плюс или минус на листке для тайного голосования. Далее эти плюсы и минусы суммировались, и если плюсов было больше, автор проходил в число членов. Как правило, эта система срабатывала. Если же оказывалось, что кто-то из авторов, кого кто-либо из членов Правления считал достойным, не проходил, возникали обсуждения и переголосовывания. В общем, я думаю, что все кто должен был быть в этом клубе, там были. И сверх того. Притом, сколько помнится, нам удалось избегнуть явных графоманов, которые весьма активно порой проявлялись на второй – литературной – части этих вечеров.3)

В результате примерно за полгода, осенью-86 – зимой-87 годов, в клуб записались люди со всего Советского Союза – от Владивостока до Калининграда, включая такие экзотические города как, скажем, Ташкент. Больше того очень быстро стали возникать секции по другим, нелитературным, направлениям. Прежде всего – сектор Изобразительного искусства с подачи Пригова. Далее это направление возглавил художник из Ленинграда Сергей Ковальский, который в эти годы провел в Питере две или три выставки, собравшие художников со всего союза (помнится, в них приняли участие около 300-400 художников). 4)

Что касается Пригова, то с ним подтянулась группа московских художников-концептуалистов «Мухоморы»: Свен Гундлах, Константин Звездочетов, Алексей Каменский, Владимир и Сергей Мироненко.

Очень быстро сформировались и другие направления (отмечаю далеко не всех авторов, но только тех, кто сейчас вспоминается): 

  • Сектор прозы – Петр Кожевников (из СПб), Александр Кабаков.
  • Сектор драматургии, если не ошибаюсь, им занимался Юрий Арабов.
  • Сектор авторской песни – Юрий Лорес, Александр Мирзаян, Владимир Бережков.
  • Музыкальный сектор, где я запомнил Сергея Летова (джаз), с которым в то время был тесно связан Гена Кацов. Кроме того, появились направления рок музыки и классической музыки, имеющее какое-то отношение к Консерватории и авангардным композиторам – Шнитке, Денисову, Губайдуллиной. Помню о своей встрече с Петром Мамоновым.
  • Сектор кино – Игорь Алейников с братом.
  • Театральный сектор – Александр Курганцев.

В течение трех-четырех месяцев Клуб стал напоминать некое всеобщее творческое объединение, вместившее в себя несколько сот человек – всех профессионально работавших авторов из разных направлений искусства, которые по тем или иным причинам не попали в соответствующие творческие союзы страны. Это было грандиозно.

Выступления

В 1986-87 годах в ДК «Содружество» прошел целый ряд интересных литературных вечеров. Если не ошибаюсь, выступления происходили один раз в неделю с июля до октября 1986 г. Мне запомнились лишь некоторые вечера. Вечер, где читал свою прозу Петр Кожевников – я помню, он надел морскую фуражку, бушлат, и что-то читал, сидя на широком подоконнике в углу комнаты. В другой раз мне запомнился кусок повести Александра Кабакова. Из поэзии я помню выступления Андрея Туркина и в другой вечер Юлия Гуголева с Сергеем Седовым. 5)

Главное событие

Главным событием клуба я считаю литературный вечер в ДК «Дукат» (дом культуры табачной фабрики «Дукат»), который состоялся 12 октября 1986 года. Это был уже настоящий концертный зал мест на пятьсот. Сейчас этого здания уже не существует, а раньше оно находилось на улице Гашека, недалеко от метро Маяковская. Этот вечер так и задумывался – как главное событие Клуба.

Сейчас, по прошествии времени, мне ясно, что такое мероприятие должно было состояться, и оно состоялось. В те времена, людям более искушенным, чем я, было понятно, что как там сложится с издательской программой клуба еще неизвестно, а читать стихи, что называется, вживую можно уже сейчас и зал для этого найдется. Следовательно, надо было быстро сделать нечто запоминающееся – выступить – прозвучать – всем, кого замалчивала советская литература все семидесятые и восьмидесятые годы. И мы сделали это!

В процессе подготовки этого вечера, весь сентябрь, а может, уже начиная с августа, Правление клуба раз в неделю собиралось у меня дома около метро Спортивная. Дело серьезное, мероприятие большое, я никогда ничего подобного не делал, да и никто, кажется, не имел опыта организации действий подобного масштаба. Поэтому, собираясь, мы продумывали каждый шаг этого действия. Здесь много организационных идей придумала и реализовала Нина Искренко. Она создала макет и организовала издание плаката вечера. Я занимался больше административными вопросами – возил в цензуру тексты стихов, которые должны были читаться со сцены, договаривался с Кириллом Ковальджи6), чтобы он, как член КПСС, взял шефство над клубом.7)

– Я думаю, что все будет нормально, – сказал я Кириллу Владимировичу (или что-то в этом роде), когда договаривался с ним о его поручительстве за мероприятия клуба. Ибо без его заступничества вечер рисковал не состояться. Потом, после вечера, мне было очень стыдно перед ним, поскольку, конечно, все было совсем ненормально с точки зрения советской идеологии, и я не мог не признаться себе, что всегда чувствовал где-то в глубине души, что, имея дело с таким человеком как Пригов, мог бы догадаться об этом.

За день-два до вечера Галя Комаровская в ЕНМЦ сказала мне:

– Только не «Мухоморы».

– Какие «Мухоморы»? – удивился я. – Никаких «Мухоморов» у нас нет.

А потом спросил у Пригова:

– Дмитрий Александрович, вы не знаете, что это за «Мухоморы» у нас на вечере?

– Никаких «Мухоморов» не будет, - сказал мне Дмитрий Александрович. – Будут художники-концептуалисты, которые украсят фойе клуба.

– Ну, ладно, – сказал я, – пусть украшают.

Потом выяснилось, что эти художники-концептуалисты как раз и есть «Мухоморы», но поскольку они не позиционировали названия своей группы, считалось, что их нет. Лишь на некоторых картинах выглядывала подпись – Мухомор.

Впрочем, на момент начала вечера мне было не до искусствоведческо-идеологических разбирательств. Народ валил валом. Все билеты Бабушкинского управления культуры в кассе были проданы. Люди шли без билетов. Надо было каким-то образом закрыть двери, поскольку директриса клуба грозила, если людей будет больше, чем мест, вызвать пожарников и запретить все мероприятие. До сих пор у меня перед глазами стоит картинка, как я, упираясь рукам в грудь какого-то молодого человека, выдавливаю его за стеклянную дверь клуба (очень стыдно). Одновременно надо было подумать, как провести через черный ход подошедшего Андрея Вознесенского (если не ошибаюсь, или Евгения Евтушенко?). И т.д.

Открыл вечер Евгений Бунимович. И далее пошли выступления участников. На ура прошло стихотворение Юрия Арабова. Выступили все, кто был запланирован. В конце вечера выступала какая-то рок-группа, которая устроила перфоманс с брызганием воды в зал, отчего полопались лампочки по краю сцены. Это была единственная техническая неприятность вечера. Я не выступал, поскольку, наверное, не сильно настаивал на своем выступлении (или вообще не настаивал?). Мне хватило организационных дел.

На следующий день после вечера было несколько заметок в западных средствах массовой информации. Кажется, по BBC и по радио «Свобода». Говорят, сняли секретаря Краснопресненского райкома КПСС, на территории которого находился Клуб «Дукат». Скорее всего, у Кирилла Ковальджи были неприятности по партийной линии. В общем, могло быть и хуже. Меня никуда не вызывали.

Я думаю, что этот вечер в клубе «Дукат» для поколения восьмидесятников (как иногда называли поэтов моего поколения) можно считать аналогом Политехнического музея шестидесятников, или, скажем, альманаха «Метрополь».

После «Дуката»

Плохим организационным результатом этого события для Клуба «Поэзия» стало то, что нам запретили выступления от имени Клуба где бы то ни было. Хотя регистрацию не отменили и счет не закрыли. Тем не менее, идея зарабатывания денег посредством выступлений была похоронена. И этот мораторий на выступления продолжался в течение года.

Формально никакого запрета не было, но почему-то (и мы, конечно, знали, почему) во всех организациях, где кто-либо пытался договориться о выступлении, дело заканчивалось отказом.

Сейчас, вспоминая цепь событий, я склонен считать, что именно в период с момента регистрации и до вечера в «Дукате» Правление клуба несколько раз собиралось в каких-то странных и неудобных местах, которые я находил, ища помещение. Помню одну встречу, кажется, как раз накануне «Дуката», в детском парке им. Павлика Морозова недалеко от Краснопресненской. В каком-то двухэтажном дощатом доме, где клубу предоставили комнату на втором этаже, оборудованную длинными лавками вдоль стен, видно ее использовали спортсмены для переодевания. Все уже собрались у входа и ждали меня, а я запаздывал. И тут, в скверике, ко мне подошла пара крепких парней в куртках, которые предложили мне немного прогуляться и поговорить. Уже не помню содержания этого разговора (думаю, что-то вроде того, что с государством надо дружить), а закончили они просьбой соврать ожидавшим меня участникам клуба – что, мол, со мной захотели пообщаться мои давнишние друзья или кто-то в это роде. Разумеется, всем было ясно, что это были за «друзья». Игорь Иртеньев стал рассказывать о своем опыте общения с органами, Пригов пересказал известную диссидентскую статью о том, как вести себя на допросах. Такое вот было собрание Правления.

Смутно вспоминаю в тот же, додукатовский, период свои походы в Сад «Эрмитаж» – в поисках помещения. Михаил Дзюбенко напоминает мне о помещении в Ждановском парке Таганского района. Я помню, что такая идея у меня была, но не помню, чтобы там что-либо происходило реально.

Хорошим, но нелогичным с точки зрения советской идеологии, результатом вечера в «Дукате» стало, если не ошибаюсь, то, что как раз в этот период нас приписали к Бабушкинскому отделу культуры и предоставили помещение в ДК «Содружество». Очевидно, в этом сказалось какое-то влияние перестройки.

Завершающий этап

Примерно через год, в конце 1987 или весной 1988 года, блокада выступлений закончилась. Бабушкинский отдел культуры предоставил нам другое свое помещение – Красный уголок ЖЭКа в двух шагах от метро Бабушкинская – прекрасный, теплый, хорошо освещенный зал на первом этаже нового дома, мест на сто, с небольшой сценой в конце, столом президиума и трибуной.

Там продолжились еженедельные выступления участников клуба. Об одном из выступлений Юлия Гуголева я уже упоминал раньше. После него, помнится, приходилось разбираться с чиновниками в отделе культуры и в ЕНМЦ. Другое запомнившееся мне выступление – концерт группы «Несчастный случай» Алексея Кортнева. Эти выступления сами собой закончились, кажется, в 1989 году. Этот год, я думаю, можно считать годом окончания деятельности Клуба «Поэзия».

С организацией платных выступлений у меня дело не пошло и меня переизбрали. В 1988 году Председателем Клуба стал Геннадий Кацов. Он активно взялся за организацию выступлений. И я помню, пару раз ездил в какие-то организации и читал свои стихи вместе с Витей Коркия, Сашей Лавриным и с кем-то еще.

После Кацова Председателем Клуба был избран Игорь Иртеньев. И, поскольку клуб формально не был ликвидирован, можно считать, что он и поныне занимает этот пост.

Послесловие

Примерно через десять лет, кажется, в 1995 году, Игорь Иртеньев вместе с Юрой Арабовым в Литературном музее (в Трубниковском переулке позади кинотеатра «Октябрь») собрали юбилейный вечер Клуба «Поэзия» (10-летие), сюжет о котором прошел в программе «Времечко». В зале музея собралось примерно человек сто участников клуба. Почему-то из этого вечера мне запомнились только стихи Павла Митюшова. А еще – как я что-то мямлил для программы «Времечко», пока меня не подменил Саша Лаврин.

После того, как клуб возглавил Кацов, я занялся поисками других, более эффективных, организационных форм. И в 1988 году создал «Творческое объединение» при Молодежном объединении Черемушкинского РК ВЛКСМ – организацию со своей печатью и собственным текущим счетом в банке. Это открывало новые возможности. Так, я помню, обсуждал с Кацовым идею издания каких-либо редких, но известных книг, на которых можно было бы хорошо заработать. Например, издать «Историю» Карамзина, но он меня не поддержал, и я отказался от этой идеи (и зря, как показал дальнейший опыт книгоиздательского бизнеса в постперестроечной России).

В 1991 году я создал общественную организацию Всесоюзный гуманитарный фонд им. А.С.Пушкина, уже полностью оторвавшийся от каких-либо опекающих структур. Структура Фонда повторяла структуру Правления Клуба «Поэзия» - от каждого объединения в Правлении Фонда было по одному представителю. Так, Игорь Иртеньев представлял клуб «Поэзия», Сергей Ковальский – художников Санкт-Петербурга, Мария Арбатова – секцию драматургов и т.д. В период кооперативного движения при Фонде образовалось около 150 хозяйственных организаций, отчисления от которых шли на культурную программу Фонда. Помню, например, Фестиваль в Смоленске, который организовывала Нина Искренко. Фонд просуществовал до 1993 года, когда после конфликта с Союзом писателей России (правым), Минюст РФ разрегистрировал его.

В 2006 году я предлагал Игорю Иртеньеву сделать 25-летний юбилей Клуба. Но не сложилось.

Леонид ЖУКОВ,
Первый Председатель Клуба,
4 ноября 2008 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК УЧАСТНИКОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ КЛУБА «ПОЭЗИЯ»
(из моей Записной книжки по состоянию на 04.11.08)

  • Абакумова Елена Юрьевна
  • Абалакова Наталья Борисовна
  • Адамацкий Игорь Алексеевич
  • Айзенберг Михаил Натанович
  • Айзенберг Михаил Натанович
  • Аксенов Андрей Юрьевич
  • Алейников Игорь Олегович
  • Алейников Глеб Олегович
  • Алекcеев Владимир Николаевич
  • Алексеев Никита Феликсович
  • Альберт Юрий Феликсович
  • Анпилов Андрей
  • Ануфриев Сергей Александрович
  • Арабов Юрий Николаевич
  • Аристов Владимир Владимирович
  • Ахмерова Альфия Азатовна
  • Байтов Николай
  • Бакштейн Иосиф Маркович
  • Бараш Александр Максович
  • Безукладников Андрей Юрьевич
  • Болычев Игорь Иванович
  • Бриммерберг Евгений Викторович
  • Бромберг Лев Евгеньевич
  • Бунимович Евгений Абрамович
  • Бурмистрова Ирина Юрьевна
  • Вагурина Людмила Михайловна
  • Веденянин Дмитрий Юрьевич
  • Виноградов Герман Игоревич
  • Вирозуб Михаил Рафаилович
  • Вишневский Владимир Петрович
  • Вовк Андрей Игоревич
  • Волков Сергей Евгеньевич
  • Володина Мария
  • Вольпян Александра Александровна
  • Врубель Дмитрий Владимирович
  • Вулых Александр Ефимович
  • Вяльцев Александр Викторович
  • Галкин Александр Викторович
  • Гандлевский Сергей Маркович
  • Гареев Зуфар Климович
  • Гладилин Никита Валерьевич
  • Головатый Геннадий Алексеевич
  • Гончаров Юрий
  • Грингольд Татьяна Исидоровна
  • Гуголев Юлий Феликсович
  • Гундлах Свен Гуйдович
  • Гурман Юрий Михайлович
  • Дашевский Григорий Михайлович
  • Дворский Михаил
  • Дзюбенко Михаил Александрович
  • Друк Владимир Яковлевич
  • Дьячков Алексей Маркович
  • Елин Александр
  • Ерофеев Виктор Владимирович
  • Жигалов Анатолий Иванович
  • Журавлев Анатолий Евгеньевич
  • Зайцева Наталья Васильевна
  • Захаров Вадим Арисович
  • Звездочетов Константин Викторович
  • Зелинская Елена Владимировна
  • Злобина Ирина Владимировна
  • Зыков Михаил Михайлович
  • Игнатьева Мария
  • Иртеньев Игорь Моисеевич
  • Искренко Нина Юрьевна
  • Истогина Алесандра
  • Кабаков Александр Абрамович
  • Казакевич Вячеслав
  • Кальпиди Виталий Олегович
  • Кассирова Елена Леонидова
  • Кедров Константин Александрович
  • Кибиров Тимур Юрьевич
  • Кизевальтер Георгий Дмитриевич
  • Киргизов Владимир Сергевич
  • Кирцова Елена Валентиновна
  • Кнастер Лариса Герцевна
  • Кнорре Евгений Борисович
  • Кожевников Петр Валерьевич
  • Козаровецкий Владимир Абович
  • Козырева Александра Ивановна
  • Колли Илья Алексеевич
  • Коломейчук Олег Вячеславович
  • Коноплев Валерий Павлович
  • Кореневский Платон Георгиевич
  • Коркия Виктор Платонович
  • Косаговский Юрий Юрьевич
  • Костев Вячеслав Иванович
  • Коц Елена Борисовна
  • Крупник Алла Константиновна
  • Куксинская Ольга Алексеевна
  • Купеев (Пеев) Константин Юрьевич
  • Курганцев Александр Михайлович
  • Лаврин Александр Павлович
  • Лазарев Александр Александрович
  • Лаптев Дмитрий Валентинович
  • Левикова Белла Александровна
  • Левин Александр Шлемович
  • Левшин Игорь Викторович
  • Леонидова Наталья Леонидовна
  • Летов Сергей
  • Летуновский Александр Вячеславович
  • Либерова Лия Сломоновна
  • Литвинова Наташа
  • Литичевский Георгий Семенович
  • Лорес Юрий Львович
  • Лукьянов Андрей Валерьевич
  • Ляндо Марк Александрович
  • Максимов Михаил Борисович
  • Максимова Ирина
  • Максимова Анна Сергеевна
  • Мачабели Дмитрий
  • Мизеано Виктор Александрович
  • Мильштейн Илья
  • Мингалев Олег Владимирович
  • Мирзаян Александр Завенович
  • Мироненко Владимир Игоревич
  • Мироненко Сергей Игоревич
  • Мирчинк Михаил Игоревич
  • Митюшев Павел Валерьевич
  • Михайличенко Елизавета Юрьевна
  • Мнацаканян Сергей
  • Моисеева Эмма Михайловна
  • Морнев Алексей Петрович
  • Муравьева Наталья
  • Немировская Юлия Алесандровна
  • Нерлер Павел Маркович
  • Нессис Юрий Арнольдович
  • Николаев Виктор
  • Острецов Георгий Викторович
  • Пацюков Виталий Владимирович
  • Пиковская Елена Юрьевна
  • Питкевич Павел Франсович
  • Поленов Никита Олегович
  • Полосухина (Вересова) Ольга Николаевна
  • Пономарев Павел Эдуардович
  • Попов Евгений
  • Пригов Дмитрий Александрович
  • Прокольев Алексей Петрович
  • Пророков Михаил Владимирович
  • Рабовский Юрий Владимирович
  • Ремизова Мария Станиславна
  • Розовский Исаак Яковлевич
  • Ройтер Андрей
  • Рубен Максим Викторович
  • Рубин Валерий Абрамович
  • Рубинштейн
  • Лев Семенович
  • Рубинштейн Лев Семенович
  • Русаков Сергей Анатольевич
  • Рыхлик Валентин Сергеевич
  • Самарцев Александр Давыдович
  • Санчук Виктор Генрихович
  • Сафранский Валерий
  • Седов Сергей Анатольевич
  • Седов Александр Евгеньевич
  • Семенчук Михаил Иванович
  • Сергеева Галина Николаевна
  • Сидоров Сергей
  • Скуднова Жанна Михайловна
  • Соболев Алексей Владиславович
  • Соколов Александр
  • Сопровский Александр Александрович
  • Стародубцева Тамара Ивановна
  • Столповская Надежда Григорьевна
  • Столповский Максим Дмитриевич
  • Строчков Владимир Яковлевич
  • Суетнов (Корнет) Александр Иванович
  • Татаринова Ольга Ивановна
  • Тим Собакин (Иванов Андрей Викторович)
  • Туркин Андрей Валерьевич
  • Тучков Владимир Яковлевич
  • Угер Ксения Владимировна
  • Филатов Николай Вадимович
  • Филипов Андрей Станиславович
  • Фишкин Вадим Виленович
  • Хабаракаде Галина
  • Чаинин Сергей Валерьевич
  • Чепига (Барьянов) Роман Викторович
  • Черемушкин Илья Владимирович
  • Черепанова Елена Михайловна
  • Чуйкова Мария Михайловна
  • Шапиро Ефим Тевьевич
  • Шарапова Алла Всеволодовна
  • Шатуновский Марк Алексеевич
  • Штыпель Аркадий Моисеевич
  • Шутов Сергей Алексеевич
  • Щербатых Сергей Владимирович
  • Щербина Татьяна Георгиевна
  • Эпштейн Михаил Наумович
  • Эфроимсон (Осипов) Владимир Осипович
  • Яковлев Александр Борисович
  • Яковлев Сергей Маратович

Примечания:

1) Это полная версия воспоминаний о клубе "Поэзия" от 04.11.08 – прим. ред. Назад

2) Настоящее название придумал Пригов для своего объединения внутри клуба – «Живой уголок», очень точное и работающее. Мне потом не раз приходило в голову, что, в самом деле, все мы в этом объединении похожи на зверьков в клетке в провинциальной школе. Назад

3) Графоманы. Тут мне запомнились два персонажа – некий Стас (забыл, как звучал его псевдоним дальше), бывший летчик, как он сам отрекомендовался при знакомстве, и некий господин Я-Зеленый, который даже показывал мне свой паспорт с фамилией «Зеленый». Когда как-то Игорь Иртеньев на одном из вечеров запретил Стасу читать свои стихи и тот стал возмущаться по поводу отсутствия демократии, Игорь ему ответил, что да, никакой демократии в клубе нет, а все решает ведущий. Тем дело и кончилось. Назад

4) У Сергея Ковальского был помощником по административной части Юлий Рыбаков, которые впоследствии на некоторое время стал депутатом Госдумы от партии «Яблоко». Назад

5) Год-два спустя, на Бабушкинской, мне также запомнилось его выступление, когда в процессе чтения стихов Гуголев раздел догола Седова и положил его на стол президиума на сцене зала. Назад

6) Кирилл Ковальджи в эти годы был членом редколлегии журнала «Юность» и руководил литературным объединением при журнале, а Евгений Бунимович был его помощником в организационных делах, связанных с работой этого объединения. Назад

 

 
На главную В начало текущей В начало раздела Следующая Предыдущая
 

 © Михаил Наумович Ромм  Разработка сайта